Как проходит обряд посвящения Крыма в регионы России.
Держитесь там в Керчи
Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Редко какой важный для Кремля объект появляется на свет без задержек, ошибок, злоупотреблений и прочих административных проблем. Не помогает ни статус стройки, ни внимание к нему руководства страны, ни даже близость собственника компании-подрядчика к президенту. Как стало известно Forbes, строители одного из важнейших инфраструктурных проектов, визитной карточки «Крымнаша» – Керченского моста, уже полгода не получают бюджетных денег.

 

На отсутствие каких-либо поступлений с декабря 2015 г. пожаловался Андрей Кириленко, гендиректор компании-подрядчика – «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга, в письме, адресованном руководителям Минтранса и Росавтодора. Это задерживает строительство, а ведь пробное движение по мосту, который соединит материковую Кубань с полуостровом четырехполосной автомагистралью и железнодорожными путями, должно начаться в конце 2018 г.

 

«Денег нет, но вы держитесь там» – лозунг сегодня актуальный и произнесен был в Крыму. В этом смысле можно сказать, что новый регион участвует в натурном эксперименте: в течение короткого отрезка времени крымчанам приходится осваиваться в российской экономике, политике и системе управления. Возможно, она не хуже старой украинской, но, скорее всего, хуже ожиданий, которые связывались с новой родиной.

 

На мост деньги есть, отвечают Минтранс и Росавтодор, и с ними не спорит «Стройгазмонтаж» – проблема же в бюрократических проволочках. Перевод контракта на казначейское обслуживание затягивается. Такой механизм финансирования позволяет государству напрямую контролировать расход средств подрядчиком, субподрядчиками и поставщиками.

 

Желание контролировать возрождение Крыма из Москвы тоже понятно. Не так давно Владимир Путин требовал найти ему «конкретного человека», который отвечает за проект трассы Керчь – Симферополь и «которого можно будет повесить, если он не сделает ничего». Однако даже и личного интереса президента, как показывает практика работы над другими мегапроектами, оказывается недостаточно. Олимпийские объекты регулярно и внепланово дорожали, на космодроме «Восточный» все время сажали начальников за воровство, стадион «Крестовский» в Петербурге и дорожает, и не достраивается. И существующая конструкция административной системы не делает межведомственное взаимодействие эффективным, и механизмы ручного управления тоже не всегда работают.

Читать далее