От чего зависят рекомендации экономических экспертов.
Цвет глаз экономиста
depositphotos.com

Как известно, в экономике, как в медицине или футболе, разбираются все. Во всяком случае, множество людей считают, что не требуется никакой базовой подготовки для того, чтобы рассуждать о конкретных проблемах. Достаточно, мол, знать факты и обладать здравым смыслом. Это неправда: есть инструментарий, без которого высказывание по экономическим вопросам наверняка окажется бессмысленным. Вот простой пример. Подавляющее большинство тех, кто считают себя компетентным для того, чтобы высказываться на эту тему, считает, что «либерал» (сторонник свободного рынка) и «государственник» (сторонник активного государственного управления экономической жизнью) – это свойства человека, а не характеристика его позиции. Таким образом, взгляд на конкретный вопрос или даже система взглядов оказывается чем-то вроде этнического происхождения или цвета глаз, т. е. чего-то, с чем человек рождается и что не может изменить.

 

Однако позиция экономиста по вопросам экономической политики – это не цвет глаз. Профессиональный экономист анализирует ситуацию и выдает рекомендации на основе теории, на которую он опирается, и практики, которую знает, и эти рекомендации могут быть разными в разных обстоятельствах. Очень важно, что в какой-то ситуации рекомендации можно пересмотреть. Двадцать пять лет назад экономистам не было известно, окажутся ли приватизированные предприятия более эффективными, чем оставшиеся под государственным управлением. Не было известно, сможет ли развиваться отечественное производство продовольствия в отсутствие тарифной защиты. Не было известно, какую роль будет играть частная инициатива в развитии и применении новых технологий. В 2016 г. экономисты, глядя на результаты «экспериментов», знают, что приватизированные предприятия оказались, хотя и с большой задержкой, более эффективными, что российская пищевая промышленность в 1990-е гг. развивалась так, как не развивалась ни до, ни после, и что именно частные предприятия – от «Кофе хауз» и IКЕА до «Яндекса» и «Билайна» – стали основным каналом инноваций, улучшивших жизнь граждан. Экономист, который 25 лет назад не был убежден на опыте других стран, получил данные, на которых можно основывать новые рекомендации.

Читать далее