Китайская цена, европейское качество.
За копейки: Как российские интернет-магазины продают товар за границу
Stevecoleimages / Getty Images

Покупательная способность россиян резко упала в 2015 году, и нет надежд на её скорое восстановление. При этом благодаря падению курса рубля российские товары стали намного более конкурентоспособными на иностранных рынках. «Секрет» попросил нескольких владельцев российских интернет-магазинов рассказать, как они работают с иностранными клиентами и зарабатывают в кризис.

 

Антон Малиновский - Основатель онлайн-магазина спецодежды и снаряжения для спорта и отдыха Grey Shop

 

Магазин Grey Shop появился в 2009 году — мы продавали снаряжение для военно-спортивной игры страйкбол. Сейчас у нас уже больше тысячи наименований экипировки, оборудования для охоты и рыбалки, одежды для спорта и активного отдыха, а также формы для сотрудников силовых служб. 90% всей нашей продукции изготавливается на российских фабриках. О том, чтобы начать продавать российский товар за границу, мы задумывались ещё с 2012 года — мой знакомый любитель страйкбола из Испании рассказал, что русские товары у них востребованы, потому что дешевле европейских, но качественнее азиатских. Активно продажами за рубеж мы занялись в ноябре 2014 года — перевели сайт на английский, выставили цены в долларах. После обвала рубля вся наша продукция для иностранцев стала стоить столько же, сколько китайская. При этом наше качество с китайским несравнимо. Продвигать товар начали через Facebook, специализированные группы, сообщества поклонников страйкбола. Отправляли нашу продукцию местным блогерам, интересующимся экипировкой, чтобы они писали обзоры и выкладывали их у себя на страницах.

 

Первые посылки мы отправили в Испанию, потом в Великобританию, потом другие страны подтянулись. В Европе, конечно, есть аналоги нашей продукции, но по той цене, по которой мы продаём, они продавать не могут. Наиболее крупным рынком для нас остаётся США — американские клиенты самые платёжеспособные.

 

Увеличил спрос на нашу продукцию не только курс валют, но и тот факт, что иностранцы увидели российскую экипировку из-за последних геополитических событий — «вежливых людей» и так далее. Они поняли, что российские военнослужащие стали значительно лучше одеваться по сравнению с тем, что было в 90-х и нулевых годах. При этом большинство европейских моделей застыло в 90-х, а мы можем напрямую конкурировать даже с США. Наша англоязычная страничка в Facebook нравится почти 5000 пользователей, на наш английский Instagram подписано больше 20 000 человек. Соотношение наших продаж в России и за рубежом сейчас примерно одинаковое. Сегодня в месяц мы отправляем по 300–400 посылок за границу. Чаще всего заказывают одежду и снаряжения, реже берут мелочёвку вроде часов. Иностранные продажи приносят от $50 000 до $70 000 в месяц.

 

Несмотря на всю привлекательность подобной работы, это довольно трудоёмкий процесс. Тут и языковые барьеры, и проблемы, связанные с доставкой и другими особенностями международной торговли. Временами посылка через «Почту России» или EMS доходит за три-четыре дня, а временами — за 30–40. И это, по сути, ни от чего не зависит. Но мы всё равно продолжим продавать иностранным клиентам, в этом году попробуем завоевать азиатские рынки — выйти в Китай, Вьетнам, Индию. Главная проблема там — это языковой барьер.

 

Павел Апаритский - PR-менеджер компании «Нло-мото», производящей мото-шлемы «Хищник»

 

Мы начали делать наши шлемы «Хищник» в 2010 году, уже тогда к нам появился большой интерес за границей — кто-то видел шлемы у российских друзей мотоциклистов и начал спрашивать, где взять такой же. Тогда в 2012 году мы перевели сайт на английский и подключили PayPal. Какую-то дополнительную рекламу на иностранных рынках мы не давали — у нас интересный продукт, который распространяется вирусно. Кроме того, на нас часто выходят через соцсети, форумы по интересам. Подобные шлемы делают ещё в Таиланде, но качество намного хуже. Хотя все шлемы мы делаем под заказ. Это, по сути, ручная работа, но за основу мы берём сертифицированные шлемы заводского производства, что делает их максимально безопасными. А производители из Таиланда могут из велосипедных шлемов свои шлемы делать — внешне красиво, но небезопасно. Мы наш шлем считаем самым безопасным на рынке.

 

Количество заказов зависит от сезона — продаём от 30 до 70 шлемов в месяц. На сегодняшний день две трети всех шлемов мы отправляем за рубеж. Чаще всего у нас заказывают из США и Мексики, но есть клиенты и в Европе. С начала кризиса количество заказов в России снизилось на 20%, но с учётом девальвации мы даже выиграли на экспорте. Цены у нас были выставлены в долларах, они не менялись, но в рублях мы стали зарабатывать больше. Три месяца у нас резко увеличилось количество клиентов по ещё одной причине — мы выпустили модель «Хищника» на $200 дешевле: основная модель стоит $810, а облегчённая — $690.

Читать далее