ОАО РЖД продолжает ужесточать отношения с клиентами: монополия, сохранившая тарифную надбавку на перевозку угля, намерена продлить высокий тариф и для экспорта нефти и нефтепродуктов.
РЖД может сохранить высокий тариф для нефтяников
Олег Харсеев / Коммерсантъ

Участники железнодорожного рынка уверены, что повышенный тариф стимулирует экспортеров уходить на другие виды транспорта, но эксперты замечают, что нефтяников мало беспокоит даже максимальная надбавка.

 

ОАО РЖД может продлить действие экспортной надбавки к тарифу ФАС на 13,4% на перевозку нефти и нефтепродуктов, заявил вчера вице-президент компании Салман Бабаев. С 2013 года она имела право на тарифный коридор — повышать тариф до 13,4% или давать скидку до 12,8%. Сейчас максимальная надбавка на экспорт нефти и нефтепродуктов в 13,4% действует до августа. Но, как отметил топ-менеджер, транспортная составляющая в цене этих грузов невелика, поэтому максимальный тариф должен быть продлен. Впрочем, ОАО РЖД, видимо, готово к дискуссии: как пояснил позже "Ъ" господин Бабаев, после прекращения действия надбавки нужно будет принять решение, в каком виде ее продлевать. Может быть, стоит дифференцировать ее по типам грузов или по транспортным издержкам, добавил он.

 

В конце 2014 года ОАО РЖД ввело максимальные надбавки на ключевые экспортные грузы (кроме энергоугля). Это вызвало протесты грузоотправителей, недовольных ростом транспортных издержек при падении мировых цен на сырьевые товары. Но летом 2015 года, после того как Владимира Якунина на посту президента ОАО РЖД сменил Олег Белозеров, в монополии стали говорить о готовности изменить тарифную политику. Чтобы стимулировать возврат грузов на железную дорогу, ФАС разрешила ОАО РЖД расширить нижнюю границу коридора до 25%. На первый квартал этого года была отменена надбавка к тарифу для продукции черной металлургии, а в январе надбавку сняли и на сырье для производства алюминия. Но гибкость новой политики ОАО РЖД имеет пределы, показал, недавний отказ монополии отменять надбавку в 13,4% на коксующийся уголь и 1,4% на энергетический и нынешняя позиция по нефти.

 

Источники "Ъ" на рынке отмечают, что сохранение надбавки приведет к росту транспортных расходов нефтяников, повысит их интерес к альтернативным видам транспорта (трубопроводному, автомобильному, водному) и приведет к уходу доходных грузов с железной дороги.

В условиях объявленного ОАО РЖД плана по повышению привлекательности железнодорожного транспорта такое решение может выглядеть непоследовательным. Хотя работа в рамках тарифных коридоров по другим видам грузов уже доказала свою эффективность,— заключает собеседник "Ъ".

По статистике ОАО РЖД, погрузка нефти и нефтепродуктов и так падает второй год подряд. В январе-мае снижение составило 8,5%, до 97,8 млн тонн. Положительную динамику нефтеналивные грузы демонстрировали лишь в январе 2015 года (рост на 0,5%).

 

В крупнейших нефтекомпаниях отказались от комментариев. По словам Михаила Турукалова из "Аналитики товарных рынков", экспорт нефти по железной дороге невелик. Сохранение надбавки на нефтепродукты "не окажет определяющего влияния на показатели эффективности бизнеса" экспортеров, полагает он. Так, поясняет эксперт, если НПЗ находится рядом с экспортным терминалом, то за счет небольшого тарифа надбавка для нефтяников не играет особой роли. Для далеких маршрутов надбавка оправданна из-за высоких затрат ОАО РЖД на топливо, и при таких перевозках дорогая логистика отрицательно сказывается на эффективности бизнеса экспортеров.