В июне также сократится число рабочих дней на большинстве автосборочных линий.
«АвтоВАЗ» запустил новую программу добровольного ухода сотрудников
А. Махонин / Ведомости

«АвтоВАЗ» для сотрудников «открывает «окно возможностей» с 1 по 15 июня 2016 г. и при увольнении по соглашению сторон готов дополнительно выплатить им до пяти средних окладов», сообщила компания. Из-за продолжающегося падения продаж завод «прилагает максимум усилий для сохранения коллектива и социальной стабильности как на предприятии, так и в Тольятти», но «остается открытым к запросам со стороны некоторых сотрудников, которые выражают желание завершить свою карьеру на заводе по соглашению сторон, при условии согласия их непосредственных руководителей», объясняет «АвтоВАЗ». Сотрудников никто не принуждает, подчеркивает завод. Лимит затрат на реализацию программы «АвтоВАЗ» не раскрывает.

 

На оплату труда приходится около 10% себестоимости «АвтоВАЗа», следует из отчета компании по РСБУ. С помощью таких мер «АвтоВАЗ» оптимизировал штат в 2014–2015 гг. Но тогда программы длились до нескольких месяцев. Размер выплат доходил до пяти средних зарплат, но максимальную сумму можно было получить только в самом начале. В 2015 г. количество сотрудников на «АвтоВАЗе» снизилось на 15% до 44 000 человек. В мае среднесписочная численность была 42 300 человек, говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу». По его мнению, новая программа вряд ли вызовет ажиотаж. Срок ее действия небольшой, те, кто хотел уйти, воспользовались предыдущими программами, сейчас желающих покинуть «АвтоВАЗ» даже с возможностью получения пяти зарплат немного – в Тольятти сложно найти подходящую работу, объясняет он.

Компания не ожидает большого количества желающих воспользоваться открывающейся возможностью, – говорится и в сообщении «АвтоВАЗа».

По соглашению сторон сотрудник может уволиться в любое время, но это не означает, что всегда есть возможность уйти, получив пять зарплат, отмечает руководитель корпоративной практики Sameta Ольга Сницерова. Предложение «АвтоВАЗа» свидетельствует, что ему нужно оптимизировать штат, продолжает она. И если предложением мало кто воспользуется, то следующим шагом могут стать сокращения, думает Сницерова. Расторжение договора по сокращению предполагает меньшую компенсацию, но появляются риски судебных споров, указывает она. «АвтоВАЗ» не собирается что-либо предпринимать, в случае если никто не воспользуется предложением, планов сокращения сотрудников нет, говорит представитель «АвтоВАЗа». Пока «АвтоВАЗ» не может сокращать людей – с 15 февраля на полгода на заводе введен режим неполной рабочей недели. Будет ли он продлен, еще обсуждается, говорит источник «Ведомостей».

 

Оценить оптимальную численность «АвтоВАЗа» крайне сложно: обычно автозаводы концентрируются на сборке машин (помимо сварки и окраски), а на «АвтоВАЗе» есть еще и производство узлов и компонентов, говорит аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Плюс нужно учитывать не только сегодняшнюю ситуацию на рынке, но и его перспективы – спрос со временем все же начнет расти, говорит он.

Читать далее