Власти США ужесточают регулирование микрофинансовых организаций.
Американцев спасают от долговых ям
Reuters

Вчера американские регуляторы представили меры по ужесточению деятельности микрофинансовых организаций (МФО). Бюро по финансовой защите потребителей считает, что более высокие требования к МФО, в частности требование о том, что кредиторы должны удостовериться в возможности заемщика расплатиться по займу, должны защитить граждан от закредитованности, фактически спасая малообеспеченных людей от долговой ямы.

 

Бюро по защите потребителей на финансовом рынке (Consumer Financial Protection Bureau — CFPB) вчера представило комплекс мер по ужесточению требований к микрофинансовым организациям. CFPB предлагает, чтобы при выдаче кредита МФО в обязательном порядке проверяла, сможет ли заемщик расплатиться по этому кредиту, не залезая в новые долги. Одновременно бюро объявило о начале расследования продуктов МФО на предмет возможного ущемления прав потребителей.

Мы предлагаем решительные меры, чтобы прекратить практику, при которой люди загоняются в долговые ямы,— отметил директор CFPB Ричард Кордрей.— Уже слишком много людей, нуждающихся в краткосрочных небольших займах, оказались настолько обременены долгами, что не могут себе позволить расплатиться по ним, из-за чего влезают в большие долги. Это можно сравнить с ситуацией, когда человек взял такси для короткой поездки по городу, но внезапно увидел, что его везут кругами, что обойдется ему значительно дороже. Если мы установим единые и разумные критерии и стандарты, это не даст кредиторам загонять заемщиков в еще большие долги.

Деятельность микрофинансовых организаций разрешена в 27 штатах, еще в 9 штатах она разрешена с определенными ограничениями. В 14 штатах, в том числе столичном округе Колумбия, деятельность МФО запрещена.

 

Деятельность МФО не первый раз вызывает озабоченность в США. В середине мая компания Alphabet, владелец поисковой системы Google, сообщила, что с 13 июля перестанет размещать в AdWords (система контекстной рекламы Google, рекламные объявления которой показываются в поиске Google, почтовом сервисе Gmail и сервисе YouTube) контекстную рекламу компаний, выдающих займы сроком до 60 дней.

Такие кредиты могут привести к неподъемным платежам и высоким ставкам для заемщиков,— написал в блоге Google директор по глобальным продуктам компании Дэвид Графф.— Решение должно защитить наших пользователей от вредных или вводящих в заблуждение финансовых продуктов и не повлияет на компании, предлагающие ипотеку, автокредиты, кредитные карты, коммерческие кредиты.

Данное ограничение будет применяться во всем мире, в том числе в России.

 

Размеры стандартных микрокредитов, выдаваемых МФО в США, обычно составляют $100–500 на срок до двух недель. Ставка по таким кредитам составляет от 390% до 520% годовых. Годовой объем комиссий и процентов по таким займам оценивается в $7 млрд. Нередки случаи, когда МФО получают доступ к личному счету заемщика и начинают самостоятельно блокировать на нем средства, необходимые для возврата долга. По данным бюро, в течение последних 18 месяцев такая практика применялась по меньшей мере к половине онлайн-клиентов МФО, в результате чего многие заемщики вышли в овердрафт. Бюро считает, что и такой практике необходимо положить конец. Помимо теста на кредитоспособность CFPB предлагает обязать МФО письменно уведомлять заемщиков о намерении заблокировать необходимую часть средств на счете заемщика.

 

Предложения CFPB уже вызвали ряд возражений со стороны некоторых экспертов и участников рынка. Многие из них заявляют, что ужесточение требований приведет к резкому сокращению оборотов рынка и вызовет закрытие многих МФО, которые входят в сегмент малого бизнеса. Американская Ассоциация участников рынка финансовых услуг (AFSA) выпустила заявление, в котором отметила, что предложение регуляторов существенно ограничит доступ потребителей к заемным средствам. Руководство AFSA предложило свою помощь в дополнение к предлагаемым мерам так, чтобы новые правила минимизировали ущерб не только для потребителей, но и для кредиторов.

 

Предложения CFPB будут сегодня вечером представлены на специальной конференции в Канзас-сити (штат Миссури). До 14 сентября бюро будет собирать пожелания и замечания экспертов, участников рынка, общественных деятелей, политиков и общественности, после чего разработает скорректированную программу действий. По данным американских СМИ, предложения по ужесточению деятельности МФО, скорее всего, вызовут бурные дебаты в Конгрессе США. Республиканская партия в целом выступает против ужесточения правил. В свою очередь, в Демократической партии, в целом ратующей за изменения, нет единства по поводу того, как, когда и в каком виде надо вводить новые правила.

 

Елена Хвостик