Очень редко осознание потребности в фокусировании, сужении вектора развития бизнеса приходит во время его роста или даже в стабильном состоянии.
Альтернативы как проблема развития бизнеса
depositphotos.com

Чаще всего мотиватором изменений являются не возможности будущего, а ошибки прошлого. Компания перестаёт чувствовать себя уверенно и ищет способ решения этой проблемы, в т.ч. и через анализ своего рыночного предложения и поиск ниши. Это, безусловно, не лучшая тактика, но абсолютно типичная, встречающася в подавляющем количестве случаев.

 

При этом так выходит, что изменения компания должна проводить в период, когда её ресурсы либо истощены, либо находятся в дефиците. Т.е. время понимания необходимости трансформации совпадает с периодом отсутствия ресурсов на трансформацию. Так чаще всего рождаются недоделанные проекты. И это нормальная ситуация: ведь сначала компания пробует либо освоить новую возможнось либо решить проблему, созданную конкурентным рынком, своими силами. Т.е. инструментами сбытового маркетинга: усилением коммуникаций, созданием специальных условий и т.п. И только потом, убедившись в тщетности усилий, задумывается об изменениях. Повторяюсь, это нормальная практика. Но именно благодаря ей компания растрачивает собственные ресурсы на то, что скорее всего не сработает, а потом начинает задумываться о "качественном переходе", рефрейминге. Логика житейская – давайте сначала используем то, что под рукой и кажется бесплатным, а потом уже начнем действовать с головой.

 

Штука в том, что эффективные изменения всегда носят проактивный, а не реактивный характер. Предположить как будет развиваться рынок, подумать о том, как будут действовать конкуренты – и направить усилия еще активно плодоносящего бизнеса на реализацию (или подготовку к реализации) будущих изменений – это единственно верный путь. Но и самый сложный. Более того, этот путь долог, а искушение скатиться и сделать что-то непрофильное – всегда есть. Это же деньги, которые буквально лежат на пути. И именно это искушение во многом тормозит процессы изменений внутри бизнеса, не суть важно большой он, средний или малый.

 

Казалось бы, что в этом такого? Помимо проблем расфокусирования, о которых я писал неоднократно, есть и проблемы скорее психологического, чем экономического характера. Их корни кроются в универсальности бизнеса и его технологических возможностей. Если ты графический дизайнер, то, казалось бы, что сложного "нарисовать сайт". Если ты повар, то не сложно к суши добавить пиццу. Если ты продаешь тапки, то добавить к ним носки и увеличить чек выглядит совершенно безобидным. Это называется "не держать яйца в одной корзине". Что справедливо для портфельных инвесторов, но никак не для работающих бизнесов. Потому как мы в противном случае сталкиваемся с простой проблемой, существенно ограничивающей развитие – с альтернативой.

 

Если я могу делать и то и другое (А и Б), на что есть спрос, так почему бы этого не сделать? Искушение, как я уже писал, против которого сложно устоять. И вполне даже в духе предпринимательства. Только это искушение имеет серьезные последствия – самое важное из которых – сокрашение временного ресурса. Т.е. уменьшение скорости развития пропорционально по обоим направлениям. И если вы создаете два различных продукта вместо одного, а конкурент ваш специализируется только на первом (А) – его продукт при прочих равных будет совершеннее, качественнее и дешевле. А ваши попытки догнать его будут требовать больших усилий, потому как крутиться придется в два раза быстрее - чтобы успеть и за А и за Б. В результате вы тратите ресуры быстрее их.

 

Конечно, это объяснение примитивизировано до крайности. Но суть всегда остаётся: чтобы заниматься двумя разными продуктами сразу, надо не делить пополам имеющиеся ресурсы, а привлекать новые в полном объеме. Т.е. вкладывать вместо одной тысячи две. В последствии, когда бизнесы складываются в понятную портфельную структуру, выделяются корпоративные центры, помогающие эффективнее управлять ресурсами и перераспределять их, но если мы говорим о небольшом и среднем бизнесе, находящемся на рынке менее 10-15 лет, стремление создать охватывающее всех ценностное предложение, ассортимент, портфель брендов и т.п. – тормозят, а не развивают бизнес.

 

Что часто происходит. Приносящий доходы проект начинает снижать темпы своего роста и мы тут же бросаемся на другой. Потому как он альтернативный. Запасной становится основным. И вместо того, чтобы заниматься проектов, в который вложены невосполнимые ресурсы (время), мы его выкидываем. Меняем время на деньги. Хотя надо бы ровно наоборот :-)

 

Конечно, бывает (и достаточно часто), что у старого проекта исчерпывается рыночный потенциал. Но выводы об этом делаются не исходя из снижения темпов роста, а исходя из достаточно сложного конкурентного анализа и анализа трендов. И в этом аспекте разные направления, развивающиеся параллельно, значительно упрощают жизнь... Но, смотрите на пару абзацев выше. На практике такая ситуация, где старый бизнес используется как источник финансирования нового, встречается не так и часто. Она характерна для крупных компаний с сильно развитой стратегической составляющей. Чаще встречаются обыкновенные метания в поисках новых рынков или ниш, никак не связанные непосредственно с рыночным анализом. Скорее это поиск возможностей присторить свои компетенции и материальные активы. Но опять же, это требует ресурсов, которые мы уже успели истощить.

 

Так как же найти ту самую грань? Тот маркер, который показывает что пора меняться и нельзя медлить? Ответ на этот вопрос очень прост: изменения максимально эффективны на пике роста, когда бизнес развивается даже лучше, чем вы предполагали. Именно это время является самым безопасным для поиска идей для трансформации, перехода на новый уровень. Потому как это время, когда компания может себе позволить смелое, радикальное решение. Есть другой вопрос, более сложный. А нужна ли эта трансформация на самом деле? Нужна ли радикальная смена концепции бизнеса или его ревизия и упорядчивание, поиск более совершенного ценностного предложения? Сделать другое или сделать существующее еще лучше? Ведь если мы вспомним что время – это единственный ценный ресурс не только для человека, но и для бизнеса, надо будет очень внимательно изучать перспективы и бережливо отнестись к тому, что есть уже сейчас. Начать с нуля можно в любой момент. А вот сохранить то, что наработано годами – невозможно. Если, конечно, за годы существовния бизнеса он оброс репутацией.

 

Реставрация всегда сложнее и дороже нового строительства.

 

slavinsky.livejournal.com