Каковы главные проблемы, которые мешают повышать качество управления? Как их устранить? Результаты диагностики бизнеса, проведенной на 165 предприятиях.
 5 причин, по которым буксует бизнес российских компаний
Дмитрий Пинаев

В течение последних двух лет представители 165 российских компаний ответили на нашем сайте на вопросы специального теста, который позволил провести диагностику 1313 процессов, с которыми связан их бизнес. В итоге каждая компания получила интегральную оценку качества управления, а также перечень имеющихся проблем. В начале 2016 года мы подвели итоги исследования, проанализировали их результаты и сделали комплексный анализ качества управления в российских компаниях по следующим направлениям:

 

  • Оценка состояния бизнес-процессов.
  • Оценка качества отдельных бизнес-процессов.
  • Определение наиболее распространенных причин низкого качества протекания бизнес-процессов.

 

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что более половины бизнес-процессов обследованных компаний (59%) являются слабыми, примерно треть – неоптимальными, и лишь 5% всех бизнес-процессов – сильными (рисунок 1).

 

Качество бизнес-процессов в обследованных компаниях в целом

 

 

Рисунок 1. Источник: группа компаний «Современные технологии управления»

 

Учитывая, что источником мнений является персонал компании, полученный результат свидетельствует о том, что абсолютное большинство их руководителей и сотрудников осознают наличие проблем, тормозящих выполнение различных бизнес-процессов. Самые проблемные процессы, отмеченные респондентами, показаны на рисунке 2.

 

Качество отдельных бизнес-процессов в обследованных компаниях

 

 

Рисунок 2. Источник: группа компаний «Современные технологии управления»

 

Спускаясь ниже, можно обнаружить наиболее частые причины проблем в протекании бизнес-процессов. Вот примеры некоторых из них, собранных из разных бизнес-процессов:

 

  • Заказы на ресурсы не всегда размещаются у поставщиков заблаговременно, из-за чего случаются несвоевременные поставки.
  • Отсутствие регулярного мониторинга конкурентной среды.
  • Информация об удовлетворенности клиентов собирается и анализируется нерегулярно.
  • Существующая система управления издержками не позволяет избегать неоправданных расходов и создает дефицит ресурсов.

 

Всего диагностика бизнес-моделей респондентов позволила найти около 200 типовых проблем.

 

Далее мы попытались найти первопричины обнаруженных проблем. К счастью, оказалось, что количество первопричин, в отличие от проблем, невелико. Однако плохой новостью является то, что руководители с трудом, а иногда и полностью неспособны осознать главные из них. Далее, в порядке убывания значимости, мы разберем каждую первопричину подробно.

Читать далее