Российские страховщики поддерживают введение Банком России "периода охлаждения", в течение которого можно отказаться от заключенного договора добровольного страхования, и не ожидают массовых отказов россиян от страховок, следует из проведенного РИА Новости опроса экспертов ведущих страховых компаний.
Страховщики не ожидают массовых отказов от страховок в «период охлаждения»
РИА Новости/Наталья Селиверстова

Введение пятидневного "периода охлаждения" по добровольным страховым продуктам, продаваемым вместе с ОСАГО, Российский союз автостраховщиков (РСА) утвердил еще в октябре 2015 года. Тогда же после согласования Банком России изменений в правила профдеятельности союза "период охлаждения" вступил в силу и продолжает действовать. С 1 июня 2016 года эта система утверждена на уровне указания Банка России и носит более широкий характер, касаясь не только системы ОСАГО, но и других видов страхования.

Потребители все чаще выбирают добровольные виды страхования осознанно, понимая всю необходимость страховой защиты. Поэтому мы не ожидаем массовых расторжений договоров страхования, — сообщил заместитель гендиректора "ВТБ Страхование" Сергей Конкин.

Как пояснил директор по развитию страхования СК "МАКС" Сергей Печников, страховые услуги – не самый простой вид продукта для продажи, поэтому в большинстве случаев клиент очень хорошо осведомлен о его особенностях и трезво оценивает свои мотивы при покупке.

Наш опыт говорит о том, что доля клиентов, которые отказываются от страховки после заключения договора, невелика, — сказал он, добавив, что задолго до вступления изменений в силу многие страховщики в добровольном порядке включили в свои продукты "льготные периоды/периоды охлаждения", позволяющие клиентам без потерь, либо с минимальными потерями отказаться от полиса добровольного страхования.

На защите клиента

 

Главной идеей данной инициативы, по словам экспертов, стала защита прав потребителей. Страховщики уверены, что вступившие в силу изменения улучшат их взаимоотношения со страхователями.

Эта норма, безусловно, защищает граждан от недобросовестных поставщиков страховых услуг, — прокомментировал Конкин, добавив, что на работе качественных и ответственных страховых компаний новое требование никак не скажется, так как крупнейшие страховщики работают в строгом соответствии с законодательством.

По словам Печникова, вступившие в силу изменения являются отражением естественного развития рынка в направлении улучшение качества обслуживания клиентов и открытости взаимоотношений страховщиков и страхователей.

Мы поддерживаем эту инициативу Центробанка, поскольку она была реализована в ответ на практику отдельных страховщиков по навязыванию дополнительных договоров страхования, как правило, при заключении договоров ОСАГО. Если услуга клиенту была действительно навязана, у него должно быть право и возможность от нее отказаться, — заявила руководитель управления по связям с общественностью СОГАЗа Екатерина Двойникова.

Вместе с тем, Двойникова отметила, что в случае отказа от договора страхования, заключенного в обеспечение обязательств по кредиту, например, ипотечному или потребительскому, страховщик обязан сообщить об этом банку.

В случае отсутствия у заемщика договора страхования, предусмотренного выбранной кредитной программой, банк имеет право пересмотреть процентную ставку по кредиту в сторону повышения или потребовать досрочно погасить кредит, — пояснила она.

Двойникова также подчеркнула, что порядок отказа страхователя от договора страхования, содержащийся в указании Центробанка, не распространяется на договоры, которые были заключены до вступления данного указания в силу.