Лидеры привлечения ОПС сработали через банки и сети.
НПФ взяли активы числом
Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Максимальный рост объемов пенсионных накоплений показали негосударственные пенсионные фонды (НПФ), работающие через банки и собственные сети, максимальный отток получили НПФ, сократившие расходы на привлечение. Таковы обнародованные вчера ЦБ результаты работы фондов в первом квартале 2016 года, подводящие итог переходной кампании.

 

Вчера Банк России обнародовал основные показатели деятельности НПФ по итогам первого квартала 2016 года. По ним можно судить о результатах кампании по переводу пенсионных накоплений граждан. Как следует из отчета, лидерами привлечения по ОПС в денежном выражении стали НПФ Сбербанка, Европейский ПФ, "Газфонд Пенсионные накопления", НПФ РГС и "ЛУКОЙЛ-Гарант". Список тех, кто привлек больше всего клиентов, примерно тот же: НПФ Сбербанка, Европейский ПФ, "Доверие", НПФ РГС, "Согласие", "Будущее" (вместе с поглощенным Стальфондом) — каждый из этих фондов управляет пенсионными накоплениями более 200 тыс. клиентов. У других НПФ число таких клиентов не превышает 100 тыс. человек. Максимальный отток по ОПС зафиксировали в Промагрофонде (220 тыс. человек) и НПФ электроэнергетики (180 тыс.). В итоге по числу клиентов первое место в сегменте пенсионных накоплений у группы "Алор" (5,85 млн человек), группы "Открытие" (4,37 млн), НПФ Сбербанка (4,23 млн), группы О1 (3,85 млн), группы БИН (3,75 млн). Эти игроки контролируют около 75% этого сегмента рынка.

 

Напомним, по итогам кампании 2015 года были одобрены заявления на переход клиентов из ПФР (4,09 млн человек) и других НПФ (3,14 млн). В результате кампания стала рекордной по отчислениям НПФ агентам в расчете на одного реально привлеченного клиента. По оценкам участников рынка, на оплату услуг агентов по привлечению клиентов НПФ направили около 12 млрд руб.— почти половину доходов от управления средствами граждан в 2015 году (до 25,8 млрд руб.).

 

Лучшие результаты в привлечении показали фонды, работавшие через банки, такие как НПФ Сбербанка, фонды группы БИН ("Европейский" и "Доверие"), и через собственные сети — НПФ РГС, отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам RAEX ("Эксперт РА") Павел Митрофанов.

Лидерство НПФ Сбербанка вполне закономерно с учетом того, что он привлекает клиентов через крупнейшую розничную банковскую сеть. Другие игроки, работавшие через банки и собственные сети, вплотную подошли к его результату, однако с большими затратами на привлечение,— говорит господин Митрофанов.

Если у НПФ Сбербанка, исходя из затрат на привлечение, один новый клиент обходился менее чем в 700 руб., то в ряде фондов затраты составляли 3,8-6,5 тыс. руб. Высокие затраты Европейского ПФ, "Доверия" и "Будущего" отмечает и директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.

Массовое привлечение могут позволить себе немногие игроки, заинтересованные в доступе к длинным пассивам и имеющие стабильные драйверы прибыли в составе группы,— говорит Юрий Ногин.

Ряд НПФ, по сути, свернули массовое привлечение, получив серьезное сокращение базы, но сэкономив на агентах.

Без пересмотра технологии привлечения фондам, работающим с агентами, трудно будет конкурировать с НПФ банковских групп и в массовости, и в себестоимости привлечения,— говорит Павел Митрофанов.

Как отмечает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов, крупнейшие игроки в этом году также будут следовать разным сценариям развития. НПФ Сбербанка, группы БИН и O1 продолжают активно наращивать базу, тогда как фонды группы "Открытие" не ведут масштабного привлечения.

Помимо переходов клиентов из НПФ или "молчунов" из ПФР еще одним фактором роста базы фондов остается поглощение небольших игроков — размер их активов не позволяет сохранять рентабельность. Им неизбежно придется укрупняться — либо через привлечение, либо через слияние и поглощение. Активнее других групп в этом направлении пока действует О1,— отмечает господин Околеснов.