Оно сможет вводить новые платежи, опираясь на решение Конституционного суда по «Платону».
Правительству стало проще повысить нагрузку на бизнес
М. Стулов / Ведомости

Система «Платон» соответствует Конституции, вынес решение Конституционный суд (КС) по жалобе 92 депутатов КПРФ. Плата за проезд грузовиков тяжелее 12 т по федеральным трассам была введена правительством, объясняли депутаты, а КС неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом. Но суд не согласился с ними, решив, что плата за проезд большегрузов не обладает характеристиками налога.

 

«Платон» запущен с 15 ноября, тариф – 1,53 руб./км. Обсудить его повышение правительство собирается в октябре. Но теперь оно не сможет сделать этого, не определив тариф в законе об автомобильных дорогах, следует из материалов пресс-службы суда.

 

Кроме того, КС обязал правительство уточнить полномочия оператора «Платона» – «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС): компания не вправе сама устанавливать порядок оплаты или вводить штрафные санкции. Неконституционной суд признал норму, из которой можно было сделать вывод, что у оператора есть такие полномочия, передал через пресс-службу директор по правовым вопросам РТИТС Михаил Попов. Но компания никогда так не толковала эту норму и не считала, что у нее есть такое право, уточняет Попов, оператор может определять только технические условия эксплуатации системы, например график работы офисов и перечень каналов обслуживания, и это право у компании осталось. Представитель Минтранса отказался комментировать решение КС. Суд подтвердил, что если основные условия и элементы платежа описаны в законе, то размер и порядок их взимания могут быть установлены правительством, комментирует представитель Росавтодора.

 

 

Плата за «Платон» обладает всеми признаками налога: обязательность, индивидуальная безвозмездность, принудительность и безвозвратность, перечисляет управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Говорить о том, что за плату грузовик получает право проехать по трассе, – это все равно что сказать, что человеку разрешают работать, потому что он платит НДФЛ, рассуждает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Дополнительное подтверждение налогового характера сборов «Платона» – предложение правительства вычитать их из транспортного налога, говорит он.

 

Признав, что сбор платы с тяжелых грузовиков нельзя считать налогом, КС может возродить скрытую параллельную налоговую систему, предупреждает Пепеляев. В 1996–1997 гг. КС отменял замаскированные под сборы налоговые платежи, вспоминает он, например, пограничный сбор за оформление на границе.

 

Читать далее