Его погашение маловероятно без реструктуризации после 2018 года.
Греческий долг не спешит сокращаться
Bart Maat / ANP / AFP

Долговой кризис в Греции получил на прошлой неделе очередную отсрочку — как минимум до весны 2017 года. Однако существуют значительные риски того, что профицита первичного бюджета в 3,5% ВВП — власти страны пообещали достичь его к 2018 году — добиться не удастся, полагают в рейтинговом агентстве Fitch. Поддерживать его на протяжении 20 лет невозможно, констатируют в МВФ: в фонде считают, что Греция сможет самостоятельно обсуживать долг лишь при его сокращении примерно на 36% ВВП к 2040 году, то есть на 20% ВВП меньше, чем по текущей программе реформ.

 

Соглашение Греции с кредиторами, позволившее разблокировать выделение финпомощи, снижает риск очередного греческого кризиса этим летом, но с учетом незначительного облегчения долгового бремени правительству страны будет все сложнее реализовывать меры экономии, обозначенные в программе реформ, выполнения которой добивается от страны ЕС, предупреждают в рейтинговом агентстве Fitch. Сейчас агентство держит рейтинг страны на уровне CCC, отмечая риски неполной имплементации программы.

 

 

Транш объемом €10,3 млрд из €86 млрд, обещанных Афинам летом 2015 года, Еврогруппа разблокировала поздно вечером в среду 25 мая после долгих переговоров, объявив о смягчении ряда условий дальнейшего оказания помощи. Первая выплата будет произведена в размере €7,5 млрд и поступит уже в июне — до того, как в июле Греции предстоит перечислить €3,5 млрд по долгам перед ЕЦБ и МВФ. Следующее крупное погашение долга Греции предстоит лишь весной 2017 года (также по облигациям на балансе ЕЦБ). Кроме того, в следующем году у Афин сократится и долг перед МВФ (завершатся выплаты по первой программе помощи 2010-2012 годов). Сейчас долг Греции превышает €321 млрд, или более 183% ВВП, выплаты по долгам перед ЕС растянуты вплоть до 2059 года.

 

Кредиторы не согласились на мгновенное сокращение долговой нагрузки, которое обсуждалось с начала мая, но заявили о возможной реструктуризации по окончании действия программы (то есть когда Греция перестанет получать транши), с тем чтобы расходы на обслуживание долга составляли не более 15-20% ВВП в год. Решение будет приниматься не ранее середины 2018 года, сообщил глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум. О сокращении номинала долга речи также не идет, но может быть снижена процентная ставка по кредитам (сейчас в среднем по долгам перед ЕС общим объемом 120% греческого ВВП она составляет 1,2% годовых). Также ЕЦБ может начать принимать греческие облигации в качестве залога (это позволит нарастить капитал банков и снизить требуемую доходность по бондам), а Европейский стабилизационный механизм (ESM) может рефинансировать более дорогие кредиты от МВФ. Основным условием такого облегчения долгового бремени и должно стать достижение Грецией первичного профицита бюджета (то есть до выплат по долгу) на уровне 3,5% ВВП.

 

"Конфигурация программы дает правительству страны дополнительную мотивацию на реализацию реформ, однако велика вероятность, что ориентир не будет достигнут и в Греции утратят веру в принципиальную возможность его достижения",— отмечают в Fitch. Напомним, взамен на разблокирование транша власти согласились повысить НДС (с 23% до 24%), налоги на недвижимость и доходы инвестфондов, акцизы на табак и алкоголь. Ранее греческий парламент также утвердил пенсионную реформу и более жесткие требования к профициту бюджета.

 

 

В МВФ вновь отказались присоединиться к третьей программе помощи, обосновав свою позицию рисками невозврата средств. В текущем формате программы достижение требуемого профицита бюджета возможно лишь при существенном — на 4,5% ВВП — сокращении расходов на пенсии и зарплаты госслужащих (на эти статьи приходится 75% госрасходов). "Это малореалистично, особенно на протяжении 20 лет кряду",— считают в МВФ, полагая, что первичный профицит должен составлять около 1,5%, а расходы бюджета на погашение долгов должны быть не выше 10% ВВП в год.

 

Для этого госдолг должен сократиться к 2030 году на 36% ВВП, до 141% ВВП, тогда как в условиях действующей программы он может снизиться лишь до 160% ВВП (в официальных расчетах — до 143% ВВП), спрогнозировали в МВФ. Эта экономия должна достигаться за счет отсрочки выплат, удлинения сроков погашения долга и фиксирования процентных ставок.