Пособия для них будут издалека напоминать пенсию.
Безработных тянут к черте бедности
Дмитрий Вакулин / Коммерсантъ

Минтруд с 2017 года планирует переформатировать систему выплат пособий по безработице и на 60% — до 8 тыс. руб.— повысить максимальный размер выплат. Дополнительных денег из бюджета законопроект не требует: более 40 млрд руб., которые тратятся в год на выплату пособий по безработице, будут, как предполагается, перераспределены внутри системы. Министерство сведет баланс за счет сокращения сроков выплат пособий с года до шести месяцев и ужесточения условий получения выплат — пособие будут выдавать только тем, кто стал безработным не более года назад. В размере, по крайней мере сравнимом с пенсионными выплатами и прожиточным минимумом, пособие может обрести социальный смысл, но, если это произойдет, бюджетные расходы сильно вырастут.

 

Минтруд подготовил поправки в закон о занятости, которые увеличивают размер максимального пособия на 63% — с 4,9 тыс. до 8 тыс. руб. Минимальные выплаты также вырастут — с 850 руб. до 2 тыс. руб. Законопроект размещен на сайте regulation.gov.ru. Последний раз ставки выплат правительство пересматривало в 2009 году в качестве антикризисной меры. По данным Роструда, средний размер пособия в 2015 году составлял 3,6 тыс. руб., в апреле 2016-го пособия получали 0,9 млн безработных.

 

 

Переформатировать систему пособий в министерстве надеются с 2013 года. Осенью 2014-го Минтруд уже представлял законопроект, в котором были обозначены те же цифры. Дополнительных расходов инициативы ведомства не предполагают: Минтруд сможет повысить выплаты за счет перераспределения 41,1 млрд руб. (запланировано на 2016 год, в 2015 году — 38,9 млрд руб.) в действующей системе.

 

Впрочем, в отличие от версии двухгодичной давности новый документ выглядит более радикальным. Главная его идея — усиление адресности назначения и выплаты пособий и борьба с иждивенческими настроениями среди безработных.

 

Сейчас, регистрируясь в службе занятости, практически все безработные могут рассчитывать на пособие — и больше половины обращающихся получают его длительное время, снимаясь с учета и вставая заново. Минтруд это не устраивает — законопроектом ведомство предлагает сократить основания для выплат. Так, срок обращения за пособием может быть ограничен годом после увольнения — если он превышен, в выплатах будет отказано. Вдвое сокращается и период выплаты пособия: если сейчас безработный, зарегистрировавшись в службе занятости, может получать его в течение года из каждых полутора, на протяжении которых он состоит на учете, то с принятием поправок он сможет рассчитывать на выплаты только в течение шести месяцев (в версии 2014 года было девять месяцев).

 

На максимальное пособие могут претендовать безработные, которые до этого имели оплачиваемую работу не менее шести с половиной месяцев. Чтобы устранить "иждивенческий настрой" граждан при вторичном обращении в службу занятости (если человек так и не нашел работу), размер пособия будет рассчитываться исходя не из последнего заработка, а от последних выплат в службе занятости. Сужен и круг потенциальных получателей такой помощи — за счет тех, кто не имеет трудового стажа. Одновременно документ дает возможность безработным, в том числе пенсионерам, даже без постановки на учет пользоваться услугами служб занятости при трудоустройстве. Служба занятости также сможет организовывать стажировки, чего раньше не делала.

 

Эксперты называют законопроект промежуточной мерой. "Кардинально концепцию выплат документ не меняет, а повышение до 8 тыс. руб. нужно рассматривать просто как индексацию, поскольку новый размер по-прежнему не дотягивает до прожиточного минимума",— отмечает директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова. Прожиточный минимум трудоспособного населения в первом квартале 2016 года, по оценке Минтруда, равен 10,5 тыс. руб. Таким образом, даже максимальный размер пособия будет составлять только 76% этой величины.

 

 

Тем не менее впервые потолок пособия по безработице будет сопоставим со средним размером пенсионных выплат. Отметим, провести такую индексацию пособия даже со ссылкой на рост адресности помощи через правительство и Госдуму будет достаточно непросто, несмотря на то что речь идет о повышении социальных гарантий. В размере, сопоставимом с критическим объемом расходов в беднейших регионах для поддержания жизни домохозяйства, институт пособия по безработице может быть по крайней мере частично востребованным, тогда как за все время своего существования, с середины 1990-х годов, смысл системы как раз заключался в том, что пособие было не в состоянии решить чьи бы то ни было проблемы.

 

В первую очередь существование пособия в размере 75% прожиточного минимума повлияет на женскую занятость в предпенсионном возрасте (50-55 лет). Сейчас эта группа населения подвергается максимально жесткому давлению работодателей: найти новую работу для этой категории работников за несколько лет до пенсии зачастую просто невозможно, и для десятков тысяч из них новое пособие может стать де-факто предпенсионными выплатами. Если же тренд на сближение пенсионных доходов, выплат по безработице и прожиточного минимума будет продолжен, это должно привести к существенно большему, чем сейчас, спросу на услуги Минтруда (от поиска работы до соцподдержки) и, соответственно, к росту расходов на эту деятельность — уже сейчас соображения ведомства о том, что реализация законопроекта не потребует допфинансирования, выглядят спорными.