Минэкономики составило новую версию целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок.
Железным дорогам скорректировали концепцию рынка
Олег Харсеев / Коммерсантъ

Она не сильно отличается от предыдущей. Теперь министерство менее строго подходит к операторскому рынку и не выдвигает жестких требований по сокращению парка вагонов или числу участников рынка. Но основные тезисы прежние: рост прозрачности за счет раздельного учета перевозочной и инфраструктурной работы ОАО РЖД и обособления локомотивной составляющей, тестовый запуск конкуренции между перевозчиками на локальных направлениях.

 

Минэкономики направило на обсуждение в совет потребителей услуг ОАО РЖД новую версию целевой модели рынка (ЦМР) грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года. Документ разрабатывается в продолжение предыдущей ЦМР, действовавшей до 2015 года.

 

Основные предложения новой версии были и в предыдущих вариантах. Цель ЦМР — "отсутствие шока", обеспечение функционирования железных дорог в условиях экономического спада так, чтобы они не стали барьером для восстановления экономики. В основе предложений существенное изменение тарифной системы: переход на долгосрочные тарифы и пересмотр прейскуранта 10-01 (основной сводный документ по ставкам), Минэкономики выдвинуло эту идею еще в 2013 году. Также министерство предлагает изменить систему взаимодействия государства и ОАО РЖД так, чтобы проекты по поддержанию инфраструктуры оплачивались из тарифа, а экономически эффективные проекты финансировала монополия. Социально значимые проекты должны оплачивались из бюджетов разных уровней. Проблему нехватки инвестиций в локомотивы предлагается решить, дав возможность ОАО РЖД брать в аренду частную технику, до этого выделив локомотивную составляющую из тарифа, чтобы обеспечить прозрачность тарифообразования.

 

По сравнению с версией ЦМР, появившейся в конце 2015 года, налицо несколько существенных изменений. Например, Минэкономики значительно смягчило позицию в отношении рынка оперирования вагонами. Профицит вагонов не подается как основное бедствие: констатируется, что дефицит ликвидирован, достигнуто выгодное для грузоотправителей состояние рынка. Больше не предлагаются радикальные административные меры по сокращению парка: ушли тезисы о том, что следует увеличить плату за простой вагонов и ввести штраф за длительное нахождение вагона вне перевозки. Не форсируется консолидация парка ("консолидация должна происходить естественным путем", поясняют в Минэкономики), сняты идеи по стимулированию укрупнения парков полувагонов и уменьшению числа операторов. Также декларируется, что операторский рынок должен быть не только конкурентным, но и инвестиционно привлекательным. Закреплен принцип равноправного подхода государства ко всем участникам рынка при распределении господдержки.

 

В отношении ОАО РЖД появилось несколько изменений. Подчеркнута необходимость проверять плановые показатели, при достижении которых монополия получает госфинансирование. Предлагается отрегулировать порядок применения тарифного коридора (права ОАО РЖД повышать тариф ФАС до 13,4% или давать скидку до 12,8%), определив основания для этих колебаний и порядок их отмены. Появляется задача по внедрению в ОАО РЖД раздельного учета перевозочной и инфраструктурной деятельности: если раньше это была возможность, то теперь — четкая задача. После этого будет определено, стоит ли разделять ОАО РЖД по этому принципу.

 

Также активно продвигается идея эксперимента по внедрению конкуренции среди перевозчиков на маршрутах. Предлагается создать 10-20 пилотных проектов по допуску частников на инфраструктуру. После того как в ОАО РЖД будет введено разделение инфраструктурных и перевозочных функций, выделена локомотивная составляющая в тарифе, доработано ценообразование, а "пилоты" будут завершены, можно принять решение, вводить ли рынок в перевозочной деятельности.

 

В ОАО РЖД и ФАС не комментируют новую версию модели. Модель отражает текущую экономическую ситуацию, полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Сейчас вопрос частной локомотивной тяги стоит не так остро, как вопросы, связанные с определением стратегии ОАО РЖД после обретения компанией финансовой самостоятельности, считает он.