Однако в последнем отчетном квартале падение рынка этих устройств замедлилось.
Производители поставляют в Россию все меньше планшетов
М. Стулов / Ведомости

В I квартале 2016 г. в Россию было поставлено чуть менее 0,92 млн планшетов. Это всего на 8,5% меньше, чем годом ранее, следует из отчета IDC. В течение всего 2015 года темпы падения рынка были двузначными: по данным IDC, в IV квартале поставки планшетов в штучном выражении упали на 24,7%, в III квартале – на 14,9%, во II квартале – на 26,2%. По оценке старшего аналитика IDC Натальи Виноградовой, в I квартале 2015 г. отгрузки планшетов в Россию сократились и вовсе на 39,5%.

 

Виноградова отмечает, что закупки этих устройств ритейлерами в IV квартале 2015 г. были относительно невелики – поэтому в первые три месяца 2016 г. закупка товара продолжилась. В IV квартале 2014 г., напротив, закупки были очень велики, что привело к перенасыщению рынка и резкому сокращению закупок в начале прошлого года – отсюда и резкое прошлогоднее сокращение поставок, объясняет Виноградова. По ее прогнозу, спад отгрузок планшетов может вернуться к двузначным показателям во второй половине 2016 г. Люди откладывают покупку планшетов из-за падения доходов и желания покупать более универсальные устройства, к которым относятся недорогие смартфоны с поддержкой LTE, рассуждает Виноградова. Инновационных решений, способных всколыхнуть интерес покупателей, у производителей планшетов пока нет, средний срок службы этих устройств постоянно увеличивается, перечисляет она.

 

По данным «Евросети», в I квартале 2016 г. продажи планшетов в России в штуках сократились на 28% до 1,2 млн устройств, в деньгах – на 23% до 11 млрд руб. По данным IDC, в I квартале 2016 г. первое место по отгрузкам заняли Digma и Samsung (их доли на рынке IDC не приводит).

 

По данным IDC, в I квартале 2016 г. средняя стоимость планшета, отгруженного в Россию, составляла $143. По данным «Связного», средняя цена планшета составила 9500 руб. против 8700 руб. годом ранее.

 

Представление о реальном спросе дают данные о продажах, считает представитель «Связного» Мария Заикина. По данным «Связного», за год рынок планшетов сократился на 26% в штуках и на 19% в деньгах. Сейчас покупатели все чаще предпочитают планшетам более функциональные широкоэкранные смартфоны (фаблеты) и отказываются от планшета как от «второго экрана», говорит Заикина. Сокращение продаж продолжится, хотя по итогам 2016 г. оно будет менее существенным, чем в 2015 г., прогнозирует она. Планшеты заменяют сразу несколько устройств и покупатели продолжают приобретать их в качестве замены электронной книге, ноутбуку, а более бюджетные модели, например, вместо навигатора, объясняет Заикина.

 

Планшеты замещаются более функциональными фаблетами, которые абоненты используют для просмотра мультимедиа-контента, чтения книг, игр, интернет-серфинга, покупая в едином пакетном тарифе и интернет, и голосовую связь, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, в I квартале 2016 г. в России спрос на фаблеты вдвое превысил продажи планшетов. Ситуация на рынке планшетов едва ли будет улучшаться, считает Солодовников. Тенденция к сокращению рынка планшетов сохраняется и отчасти обусловлена увеличением доли смартфонов, согласна представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Падение продаж планшетов продолжится как минимум до появления весомых инновационных разработок на данном рынке, считает она.

Читать далее