Спад авиаперевозок в апреле усилился.
В России летают мало и недалеко
Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Минтранс признал осложнение ситуации в сфере авиаперевозок: на фоне снижения покупательской способности по итогам четырех месяцев пассажиропоток крупнейших российских авиакомпаний снизился почти на 4%, до 22,5 млн человек, а темпы роста внутренних перевозок замедляются. В министерстве замечают, что пассажиропоток смещается на короткие рейсы из-за нехватки у потребителей денег на длинные перелеты.

 

 

Росавиация опубликовала данные о работе 35 крупнейших авиакомпаний за январь—апрель 2016 года. По этим данным, за четыре месяца объемы перевозок упали на 3,8%, до 22,5 млн человек, продолжилась тенденция снижения международного пассажиропотока и роста внутреннего, фиксирующаяся с начала 2014 года. На международных рейсах перевозки снизились на 22,9%, до 7,8 млн человек, на внутренних — выросли на 10,9%, до 14,7 млн человек. В апреле пассажиропоток упал на 6,4%, до 5,9 млн человек (международные перевозки снизились на 24,2%, до 2 млн человек, а внутренние показали прирост лишь на 6,8%, до 3,9 млн человек). Лидером в секторе продолжает оставаться «Аэрофлот», который за январь—апрель перевез 8,5 млн пассажиров (рост на 13,9%). Рост пассажиропотока S7 составил 22,8%, до 2,6 млн пассажиров, «ЮТэйр» увеличил перевозки на 18,8%, до 1,7 млн пассажиров.

 

Ухудшение ситуации в авиаотрасли официально признают и в Минтрансе. В ходе международного форума «Транспорт Сибири-2016» замминистра Валерий Окулов назвал ситуацию «мягко говоря, сложной». Из-за снижения покупательской способности населения международные перевозки «провалились» более чем на 20%, а рост в 12–13% на внутреннем рынке этого падения не компенсирует. По словам господина Окулова, пассажиры «еще летают на короткие расстояния», но «на дальние расстояния денег уже не хватает», и эта «тенденция просматривается полтора года».

 

Валерий Окулов полагает, что нормализация ситуации возможна только совместными действиями авиаперевозчиков, других игроков отрасли и государства как регулятора. Для этих целей в 2015 году была снижена ставка НДС на внутренних воздушных линиях с 18% до 10%, и были сохранены все программы субсидирования авиаперевозок.

Елизавета Кузнецова