Это очень простой вопрос, на который необходимо отвечать себе часто и честно.
Развивают ли вас ваши клиенты?
depositphotos.com

Если ответ положительный и каждый клиент стимулирует или заставляет вас развиваться – можно не опасаться за бизнес. Если отрицательный – то шанс встать на путь профессиональной деградации очень велик. Собственно, мы часто видим как компании, остановившиеся в своём росте очень быстро теряют позиции: всеобщее признание породжает такое психологическое отклонение как "идея-фикс", пусть и в легкой форме. Мы на столько уверены в правильности своего подхода (цифры же подтверждают), что перестаём утруждать себя его совершенствованием. То, что называется "снятием сливок". Мы много работали на репутацию и теперь репутация работает на нас... Как бы ни так.

 

Это хорошо было заметно по, например, автомобильной отрасли, которая переболела таким подходом в 90-х, для многих фатально прекратив совершенствование качества автомобилей. И многие марки с приличной репутацией сильно пожалели об этом – проблемы начались у Mercedes Benz, а безупречный со всех сторон Bentley просто был близок к банкротству. Таких примеров можно найти много и в большом и в малом бизнесе.

 

Но что делать, если ты, например, ресторатор. Или онлайн-продавец. В общем тот, кто особо не может рассчитывать на то, что клиенты будут способны влиять на развитие бизнеса? На самом деле это заблуждение. Действительно, невозможно получить обратную связь и, собственно, пути вашего же развития, если канал обратной связи отсутствует.Развивать бизнес клиенты могут везде и всегда – для этого достаточно лишь только наладить постоянный канал связи с ними. И это невероятно просто благодаря Интернет. Хотя и помимо него есть десятки и сотни способов взаимодействия с клиентами, делегирования им части работы, допуска в инфраструктуру бизнеса... Для чего? Для того, чтобы они помогли вам стать лучше. Стоит ли от этого отказываться?

 

slavinsky.livejournal.com