Основные признаки – подозрительное место регистрации.
Налоговики получили инструкцию, как искать однодневки
Д. Абрамов / Ведомости

Приказ ФНС с критериями, по которым налоговики будут проверять, реальная или фиктивная компания, опубликован на pravo.gov.ru. В нем около 10 показателей. В основном они связаны с местом регистрации. Например, компанию могут заподозрить, если по ее адресу уже находится более пяти юрлиц или она зарегистрирована в разрушенном здании. Переезд или участие в реорганизации во время налоговой проверки – тоже повод для подозрений.

 

Налоговики проверят данные как зарегистрированных, так и новых компаний. Обнаружив ошибки в ЕГРЮЛ, они смогут внести запись, что сведения неверны. Жесткая проверка нужна, чтобы исключать из ЕГРЮЛ фирмы-однодневки, объясняет федеральный чиновник. До сих пор было непонятно, по каким критериям налоговики должны проводить такие проверки, объясняет партнер KPMG Антон Зыков.

 

1 мая в России было зарегистрировано 4,7 млн компаний, около 20% из них не сдают отчетность более года, рассказывает чиновник. За прошлый год из реестра было исключено 181 843 юрлица (около 3%), свидетельствуют данные ФНС.

 

Более жесткий контроль застрахует потом от претензий из-за операций с однодневками и обвинений в том, что компании не проявили должную осмотрительность при выборе контрагентов, говорит чиновник. Реестр станет максимально достоверным, согласен сотрудник налоговых органов. ФНС переключается на борьбу с организаторами схем, а не с добросовестными компаниями, которые совершают сделки с «дефектными» контрагентами, согласен старший юрист «Щекин и партнеры» Виктор Андреев.

 

Раньше на практике поводов отказать в регистрации было больше, чем в приказе ФНС, рассказывает Зыков, например, если человек работает директором в нескольких организациях, это уже сигнал для контроля. Инспекции отказывались менять адрес даже уже зарегистрированной компании, продолжает он, опасаясь, что фирма пытается избежать налоговой проверки. По данным ФНС, на 1 января 2016 г. в регистрации отказано 10,5% компаний (на 0,7 п. п. меньше, чем в 2014 г.).

Читать далее