Так они привлекают новых покупателей, не нарушая закон.
Аптеки наращивают продажи лекарств по предзаказу через интернет
М. Стулов / Ведомости

Ассоциация независимых аптек (АСНА; объединяет 2170 точек продаж) запустила в начале 2016 г. в Москве сервис предзаказа на сайте и в терминалах, рассказал «Ведомостям» управляющий партнер ассоциации Александр Кондратьев. По его словам, до конца 2016 г. сервисом можно будет воспользоваться в 300 аптеках в разных регионах.

 

Заказ на сумму не менее 3000 руб. можно сделать через терминал непосредственно в аптеке или на сайте ассоциации и забрать в любой аптеке, входящей в ассоциацию, продолжает Кондратьев. Система, по его словам, даже позволяет покупателям объединяться в группы для совместного заказа, ведь чем больше сумма, тем больше скидка. Диапазон ее размера Кондратьев не уточнил. Сколько может составить доля таких продаж в общей выручке аптек ассоциации, он также затруднился оценить.

 

Таким образом АСНА надеется конкурировать за покупателя с дискаунтерами, которые заняли ведущее положение на розничном рынке лекарств, объясняет Кондратьев. С дискаунтерами бороться все сложнее – они уже есть во всех городах России с населением от 300 000 жителей, замечает собеседник «Ведомостей». При этом из-за снижения покупательной способности доходность аптечного бизнеса в целом сокращается, сетует он, а предзаказ в интернете – отдельный канал продаж, генерирующий дополнительный трафик.

 

Аптечные продажи лекарств в 2015 г. показали самый низкий рост за последние пять лет в рублях: он увеличился на 9,4% до 741 млрд руб., следует из отчета DSM Group. При этом в IV квартале 2015 г. продажи лекарств даже в деньгах сократились впервые за много лет – на 8,3%. В упаковках рынок сокращается второй год подряд и в прошлом году достиг уровня 10-летней давности – около 4 млрд шт. (-5,6%), согласно DSM Group.

 

На аптечном рынке набирают популярность сервисы заказа в интернете, аптеки наращивают объемы продаж с их помощью, подтверждает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, бороться с дискаунтерами они не помогают, зато эффективно работают для контроля за товарооборотом и продажи редких лекарств. Современный покупатель не готов обзванивать аптеки в поисках необходимого препарата, ему намного удобнее просто зайти на сайт аптечной сети, поясняет Шуляк.

 

С помощью заказа в интернете потребитель может получить доступ к тем лекарствам, которые редко бывают в небольших региональных аптеках, согласен совладелец группы и гендиректор дистрибутора «Катрен» (в группу входит интернет-сервис Apteka.ru) Леонид Конобеев. В обычной аптеке около 3000 лекарств, а дистрибутор «Катрен» работает примерно с 15 000 наименований, поясняет он. Дистрибутор поставляет заказанные препараты в 12 000 аптек по всей стране, которые подписали договор с Apteka.ru, рассказывает Конобеев. Сервис удобен для потребителя, количество заказов Apteka.ru с момента запуска в 2012 г. ежегодно растет вдвое, замечает он. Хотя доля таких поставок в общей выручке группы мала, признается он. Apteka.ru – крупнейший игрок на этом рынке, указывает партнер Data Insight Федор Вирин.

Читать далее