Правительству не удается запустить реализацию проектов международных транспортных коридоров (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2" между КНР и Дальним Востоком России.
Средств на транспортные проекты в Приморье не нашлось
Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Для запуска проектов не хватает почти 280 млрд руб., при этом за последние месяцы МТК подорожали с 315 млрд до почти 430 млрд руб. Бюджетного источника финансирования пока не видно, и для строительства коридоров нужно искать партнеров по ГЧП.

 

В пятницу прошло заседание правительственной комиссии по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича, посвященное проектам МТК "Приморье-1" (Суйфэньхэ--Находка) и "Приморье-2" (Хуньчунь--Зарубино). Факт совещания "Ъ" подтвердили в секретариате господина Дворковича. Комиссия должна была одобрить концепцию проектов и сетевой план-график их реализации. Но представитель вице-премьера пояснила "Ъ", что решений пока нет. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что на заседании стороны пришли к выводу — "проекты нуждаются в доработке по многим моментам". В Минтрансе от комментариев отказались.

 

"Приморье-1" и "Приморье-2" рассчитаны на привлечение части грузового транзита из Китая за счет перехвата грузопотоков между северо-востоком страны и южной и центральной частями, а также зарубежными странами. По оценке Минвостокразвития, при успешной реализации проекта грузопоток в портах Приморья будет расти со скоростью 3% в год и увеличится на 45 млн т к 2030 году (22 млн т контейнерных грузов и 23 млн т зерна).

 

В феврале министерство начало поиск инвесторов для проектов. В марте по этой теме прошло совещание у полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, в апреле ведомства провели совещание, согласовав позиции, и Минтранс доработал план-график мероприятий, который потом должен быть направлен на согласование в правительство.

 

Но проект плана-графика показывает, что МТК обойдутся гораздо дороже, чем предполагалось. Минвостокразвития оценило общую стоимость мероприятий в 315 млрд руб., а их суммарная оценка в плане-графике более чем на 100 млрд руб. выше: те мероприятия, по которым есть приблизительная смета, стоят 428,5 млрд руб. Так, по МТК "Приморье-1" это 40 млрд руб. без учета еще 180 млрд руб., в которые оценивается строительство автодороги Владивосток--Находка--порт Восточный (168,7 км). По дороге предлагается заключить ГЧП и получить дополнительное финансирование из бюджета за счет включения трассы в ФЦП по развитию транспортной системы России. Минвостокразвития оценивало "Приморье-1" в 145 млрд руб.

 

По "Приморью-2" смета также подсчитана не по всем пунктам. Помимо 100 млрд руб. на развитие инфраструктуры порта Зарубино (инвестиции группы "Сумма") учтены мероприятия на 108,5 млрд руб., при этом примерно на 100 млрд руб. источники бюджетных средств не определены (это разработка ТЭО строительства совмещенной колеи китайского и российского образца Хуньчунь--Махалино--Зарубино, строительство железной дороги Махалино--Зарубино, федеральных объектов в порту, энергоинфраструктуры). Мероприятия планируются к реализации через ГЧП и за счет внебюджетных источников. Минвостокразвития оценивало этот МТК в 170 млрд руб.

 

Партнер юридической фирмы Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина отмечает, что к проектам ГЧП на Дальнем Востоке интерес иностранных инвесторов имеется, весь инструментарий для этого существует. Она отмечает, что многие проекты сотрудничества, например с КНР, структурируются как ГЧП на условиях предоставления субъектом федерации гарантии минимальной доходности. Китайским партнерам интересна именно такая гарантия, говорит госпожа Ревзина, а Дальний Восток — один из немногих регионов, где могут ее предоставить.