Самыми активными арендаторами стали кафе и рестораны, отвоевавшие значительную часть рынка, а наиболее востребованной улицей стал Арбат.
В стрит-ритейле определились успешные арендаторы и популярные локации
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Столичный стрит-ритейл, похоже, наконец-то «воспрянул ото сна». Год назад ситуация в этом сегменте была близка к панике: покупатели резко сократили свои расходы, ритейлеры начали массово сниматься с насиженных мест, а собственники помещений вместо прибыли подсчитывали убытки от пустующих площадей. Через полгода страх сменился растерянностью: игроки рынка постепенно адаптировались к последствиям кризиса, однако по-прежнему не могли четко сформулировать собственную стратегию развития.

 

Сейчас все более или менее встало на свои места: в гонке на выживание определились победители и проигравшие, ротация арендаторов стала менее активной, а уровень вакансии в ключевых торговых коридорах начал постепенно снижаться. Более того, эксперты отмечают, что некоторые локации постепенно начинают приобретать своеобразную «специализацию», притом, что раньше распределение арендаторов было ровнее.

 

Марина Малахатько - директор отдела торговых помещений CBRE в Московском регионе

Обувные сети очень по-разному себя чувствуют в стрит-ритейл-форматах, кроме них нет понимания как работать у ювелирных сетей: ставки им особо не снижают, при этом выручка серьезно упала. Просели и интерьерные «премиум»-магазины, они продолжают закрываться на Кутузовском и Ленинском проспектах, одежда продолжает «падать» в оборотах на Тверской улице, при этом растет оборот этого сегмента на Кузнецком мосту и прилегающих улицах. По-прежнему активно развиваются рестораны, банки, хозяйственные магазины, косметика и парфюмерия, некоторые аксессуарные сети. В ключевых локациях активен общепит: Патриаршие пруды, Кузнецкий мост, Чистые пруды, Третьяковская, представляющие собой сформировавшиеся f&b кластеры. Комсомольский проспект также становится популярной локацией для рестораторов, но большая часть этой локации сфокусирована на товарах для дома и ежедневного спроса. Якиманка начинает формироваться как люксовый кластер. Никольская, наоборот, приобретает черты настоящего ТРЦ: в течение 3 лет там сформируется концепция микса из одежды, обуви, украшений, общепита и услуг всех ценовых уровней.

При этом, по данным компании JLL, самым востребованным на сегодняшний день торговым коридором Москвы стал Арбат: доля пустующих площадей за первый квартал здесь сократилась до 6,3%. Наибольшую активность в этой локации проявляют кафе и рестораны. В топ-3 востребованных среди арендаторов улиц также вошли Тверская и Мясницкая, где уровень вакансии держится на отметках в 6,5 и 6,8% соответственно.

 

Доля вакантных помещений в среднем по рынку оценивается в 12,5%, и это можно было бы назвать хорошей новостью, если бы не существенный разброс показателей. К примеру, на Новом Арбате пустует уже 10,3% площадей, в Столешниковом переулке— 15%, на Кузнецком мосту — 18,8%, а на Никольской — все 28%.

 

Что касается активности арендаторов, то тут безусловное лидерство принадлежит общепиту, захватившему 31% рынка стрит-ритейла, причем на некоторых улицах, например, на той же Мясницкой, это значение достигает 44%. Второе место с существенным отставанием принадлежит банкам и компаниям сферы услуг с их 17%, а третье место закрепилось за магазинами по продаже одежды, обуви и аксессуаров, которым принадлежит 12,5% рынка.

 

Собственники помещений, год назад готовые почти на любые уступки, чтобы не потерять арендаторов, теперь действуют по обстоятельствам. Разумеется, рынок в основном перешел на рубли, а размер скидок зависит от востребованности локации: в проблемных зонах дисконт по-прежнему может доходить до 30%, а собственники помещений зачастую соглашаются на оплату в виде процента с товарооборота. Но если дела в том или ином торговом коридоре идут на лад, арендодатели уже не склонны проявлять былую гибкость.

 

Юлия Назарова - руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве

Арендные ставки в стрит-ритейле стабилизировались, поэтому практически по всем помещениям мы говорим о рублевой аренде. В связи с тем, что объем вакантных помещений постепенно сокращается, скидки и уступки со стороны собственников уже становятся не настолько актуальны. Процент с товарооборота — это, скорее, исключение для крупных международных операторов и в основном применяется совместно с фиксацией минимальной арендной платы. Активность международных и российских ритейлеров на столичном рынке достаточно высока. В текущих условиях собственники помещений готовы фиксировать ставку в рублях при долгосрочной аренде, что позволяет ритейлеру при открытии магазина более точно прогнозировать свою экономическую модель, без валютных рисков в арендной плате, что особенно важно при рублевом доходе.

Отчасти благодаря действиям городских властей, направленным на расширение пешеходных зон, столичный стрит-ритейл после преодоления кризиса может стать одним из наиболее доходных и привлекательных сегментов. Уже сейчас российские и зарубежные компании все чаще задумываются об открытии флагманских бутиков именно в этом формате, пользуясь относительной лояльностью собственников и возможностью выбора среди пустующих площадей.