В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Интеллектуальный инсульт», о том, как не стать жертвой информационной передозировки и не попасть в зависимость от современных гаджетов и цифровых сервисов. (А, наоборот, использовать их с выгодой для себя.)
«Мы перевариваем все меньше информации»
Depositphotos.com

Мы попросили ответить на вопросы, которые часто задаем себе сами, одного из авторов книги, российского предпринимателя и консультанта Кирилла Николаева.

 

– Почему информационные потоки так затягивают?

 

– Тут есть несколько причин, но из очевидных и малообсуждаемых – потребление контента – это зависимость, просто нематериальная. Мозг получает такой же импульс «удовольствия», как если бы вы пили лимонад, пиво, курили сигарету и так далее, но при этом не происходит физических процессов. В случае с потреблением информации зависимость особенно сложно поддается контролю, так как физических ограничителей на количество потребляемого нет – вам приходится считаться только со своим временем и вниманием. От сладких напитков могут развиться ожирение и диабет, от курения – рак легких; алкоголь, помимо отложенного вреда здоровью, вызывает похмелье. Поглощение информации кажется безвредным, и это одна из причин, почему курение и пьянство порицается обществом, а зависание в новостях, ютьюбе и соцсетях – нет. Людям кажется, что это не зависимость и это не вредно. Пока.

 

– Что происходит в голове, когда заходишь в фейсбук и только через пять минут вспоминаешь, что ты всего лишь хотел прочитать важное сообщение от коллеги?

 

– В голове происходит то же самое, что и на вечеринке, когда вы зашли сказать что-то важное одному человеку и сразу уйти, а проснулись в чужой постели на следующее утро. Когда вы попадаете в среду релевантной вам информации, мозг начинает охотиться за ней. Мозг так устроен, что из всего потока выделяет только релевантную нам информацию. В качестве примера можно привести эффект разговора в наполненном людьми помещении. Вы общаетесь с другом, все вокруг шумят, но если кто-то произнесет ваше имя, вы, несмотря ни на что, повернетесь в эту сторону, так как имя – самая релевантная информация в мире, мы его слышим с рождения. С нашим социальным кругом у нас общие интересы и ценности (как правило). Поэтому вероятность того, что близкие нам люди в соцсетях будут делиться чем-то, что будет нам интересно, очень высока.

 

После захода в фейсбук ваше внимание начинает управлять вами. Есть большая разница между неструктурированными и сырыми данными и информацией от вашего социального круга, при этом нарядно упакованной в картинки, видео или короткие, удобные к потреблению куски текста. К тому же социальные сети постоянно развивают свои алгоритмы, чтобы контент был как можно более релевантным именно вам и, следовательно, вызывал наибольшее удовлетворение (читай – зависимость).

 

– За день можно прочитать много статей (или посмотреть видео) об удивительных явлениях и событиях: почему у жирафа длинная шея, какую задачу не смогли решить 96% американцев, как строят мосты в Китае и как будет выглядеть пинг-понг будущего. От этого вообще есть какая-то польза?

 

– Это ключевой вопрос, на который нужно отвечать перед тем, как потреблять контент, но кто из нас это делает? Парадокс в том, что мы можем потратить время и силы, читая состав тех или иных продуктов в магазинах мелким шрифтом, но при этом легкомысленно относимся к медиапотреблению в случае, с которым продукт возврату или обмену не подлежит. Внимание, которым мы расплачиваемся за потребление любого контента в своей жизни, ограничено. И если мы узнали, как строят в Китае мосты, но при этом не имеем отношения к индустрии строительства мостов, от потраченного внимания и времени пользы не будет. Это факт.

 

Кто-то пытается спорить: мол, им эта информация может пригодиться в будущем, не понимая, что из краткосрочной памяти в долгосрочную она не попадет. Мы сегодня потребляем 1,25 млн слов в неделю и просто не запоминаем то, что потребляем. Попробуйте вспомнить, какой интересный материал вы читали неделю назад. Скорее всего, вам это не удастся – вы не успели его правильно переварить и запомнить. Механизм запоминания связан с процессом повторением. Мы запоминаем только то, что повторяем. Так как 95% потребляемой информации мы не используем и не повторяем, это не переезжает (мне нравится аналогия с едой – не переваривается) в нашу память и через 72 часа улетучивается, оставляя смутные воспоминания.

Читать далее