Подконтрольное "Ростеху" АО "Вертолеты России", для которого ищут стратегического инвестора, объявило закрытую допэмиссию: АО готово продать до 53,5% увеличенного уставного капитала за 60,3 млрд руб.
Компания «Вертолеты России» проведет допэмиссию в пользу госструктур
Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Совет директоров АО "Вертолеты России" принял решение провести допэмиссию акций на 60,3 млрд руб. по закрытой подписке. Планируется разместить 51 млн акций номиналом 1 руб. каждая, это 53,5% увеличенного уставного капитала АО. Цена размещения — 1183 руб. за акцию. В списке участников допэмиссии указаны "Ростех", его структура "Оборонпром", Росимущество, министерство земельных и имущественных отношений Татарстана и принадлежащий региону "Связьинвестнефтехим" (в республике расположено одно из ключевых предприятий "Вертолетов России" — Казанский вертолетный завод).

 

Сейчас "Вертолеты России" принадлежат "Оборонпрому", в АО входят основные вертолетостроительные заводы РФ. В 2015 году "Вертолеты России" передали заказчикам 212 машин, выручка по МСФО — около 220 млрд руб. (169,9 млрд руб. в 2014 году), на продажи пришлось 177 млрд руб., на сервис и послепродажное обслуживание — 38,3 млрд руб. За счет девальвации рубля прибыль выросла почти на 104%, до 42,4 млрд руб. Общие долговые обязательства — 229 млрд руб.

 

В "Вертолетах России" "Ъ" пояснили, что "лишние деньги от продажи акций можно будет направить на различные проекты и текущие расходы", свободных средств у холдинга не бывает. В "Ростехе" "Ъ" подтвердили, что участие иных лиц, в том числе внешних инвесторов, условиями размещения не предусмотрено. В минимуществе Татарстана на запрос "Ъ" не ответили. В "Связьинвестнефтехиме" "не исключили возможности покупки допэмиссии".

 

"Вертолеты России" уже собирались проводить открытую допэмиссию в 2011-2012 годах, тогда рассматривался и вариант IPO на Лондонской бирже. Компания планировала разместить акции на сумму более $500 млн, из которой до $250 млн — в рамках допэмиссии, но не смогла собрать достаточно заявок от инвесторов. Теперь предпринимается вторая попытка: в марте глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что приватизация госпакета "Вертолетов России" все-таки может состояться до конца года. Назывались разные варианты — продажа до 49% стратегическому инвестору из России или до 25% — иностранному. Господин Мантуров не исключал комбинации этих вариантов. По его мнению, инвестор должен быть "активным участником развития модернизационных процессов", а не "пассивным портфельным инвестором". Глава "Ростеха" Сергей Чемезов не исключал, что в продаже доли примет участие Российский фонд прямых инвестиций. В 2013 году в качестве стратега рассматривалась AgustaWestland (дочерняя компания итальянской Finmeccanica), но конкретных договоренностей с ней не было. В конце апреля сообщалось, что европейская Airbus намерена делать предложение о покупке акций "Вертолетов России", но в компании сообщили, что Airbus Group "не выражала намерения покупать долю в российской компании".

 

По мнению старшего аналитика ИК "Атон" Михаила Ганелина, цели объявленной допэмиссии "не совсем понятны". "Сам холдинг в дополнительных средствах не нуждается, поскольку производство вертолетов приносит устойчивую прибыль",— говорит он. Возможно, компания намеревается минимизировать долговую нагрузку перед приватизацией или размещение состоится не в полном объеме, добавил эксперт.

 

Елизавета Кузнецова; Ольга Кудрина, Казань