Sotheby's начал показ произведений русского искусства XIX-XX века перед торгами, которые состоятся 7 июня. По заявлению аукционного дома, летний аукцион пройдет на волне впечатляющих результатов прошлогодних русских торгов (они проходят в Лондоне с 2002 года, в последнее время — четыре раза в год).
Шишкин, Айвазовский, портсигар Фаберже: русские торги Sotheby's
Depositphotos.com

В 2015 году на Sotheby's были установлены 10 новых рекордов для художников и восемь из десяти самых высоких цен на произведения русского искусства. Самой дорогой картиной года оказалась «Спящая девочка» Зинаиды Серебряковой, проданная за £3,9 млн при эстимейте £400 000-600 000 (или $5,9 млн и $600 000-900 000 соответственно). По статистике Sotheby's, с 2010 года россияне потратили в аукционном доме $300 млн на покупку национального искусства.

 

Иван Шишкин, «На опушке соснового леса» (1897)

 

фото Sotheby's

 

Холст, масло, 109х162 см, £500 000-700 000

 

Одна из последних картин Шишкина, созданная за год до его смерти, изображает окрестности Елабуги — родные места художника. Работу, представленную в 1897 году на 25-й выставке Товарищества передвижников в Петербурге и Москве, купил племянник автора, золотопромышленник и меценат Николай Стахеев. После революции семья Стахеевых эмигрировала в Париж, их имущество было национализировано, но эту картину владельцы взяли с собой.

 

Александр Бенуа, «Появление Екатерины Великой в Царском селе» (1951)

 

 

Акварель, гуашь и карандаш по бумаге, 48х63 см, £15 000-20 000

 

Произведение создано как версия композиции 1906 года, которая, скорее всего, была заказана художнику для школьного пособия «Картины по русской истории». Здесь изображено появление Екатерины II в Картинной галерее Екатерининского дворца в Царском селе, куда императрица прибыла на Пасху.

 

Борис Анисфельд, «Садко. Подземное царство» (1911)

 

 

Акварель и пастель с использованием белил, серебра и золота на доске, 69,5х79,5 см, £25 000-35 000

 

Эксиз к постановке «Садко» 1911 года «Русских сезонов» Дягилева. Впервые работа была показана в 1912 году на выставке «Мир искусства» в Санкт-Петербурге и напечатана в виде открытки. До настоящего времени находилась в частной коллекции.

 

Иван Айвазовский, «Вечерний отсвет» (1887)

 

 

Холст, масло, 48х77, £150 000-250 000

 

Вечерний вид усадьбы в Малороссии, написанный в характерной для Айвазовского манере. Прежде никогда не выставлялась на аукционах.

 

Иван Айвазовский, «Вид на Кавказ с горой Казбек в отдалении» (1868)

 

 

Холст, масло, 41х62,5 см, £80 000-120 000

 

Картина написана во время продолжительного и плодотворного путешествия художника по Кавказу (как отмечает биограф Айвазовского Николай Собко, в 1868-1869 годах тот создал не менее 11 кавказских пейзажей). Она была приобретена дедушкой нынешнего владельца в 1917 году. Это был этнический немец, хозяин обувной фабрики, который в то время жил в Петербурге. Известно, что в России он приобрел ряд картин, в том числе еще одну работу Айвазовского — морской пейзаж.

 

Георгий Нисский, «Туристы»

 

 

Холст, масло, 99,5х150 см, £100 000-150 000

 

Сам Нисский увлекался спортом, и в его ландшафтных полотнах природа предстает как объект человеческой деятельности. Особенность этой работы — глубина перспективы, создающая у зрителя эффект присутствия в группе туристов. Известный коллекционер работ Нисского — миллиардер Алексей Ананьев.

 

Александр Куприн, «Гора св. Георгия, Судак» (1929)

 

 

Холст, масло, 76х125 см, £100 000-150 000

 

Тезка знаменитого писателя, известный советский пейзажист впервые побывал в Крыму в 1907 году еще студентом — он лечился там от туберкулеза. В 1920-м он стал ежегодно возвращаться туда для работы на пленэре. Этот пейзаж был куплен нынешним владельцем у родственников художника.

 

Мартирос Сарьян, «Яблони в цвету» (1912)

 

 

Холст, масло, картон, 33х40 см, £120 000-180 000

 

В конце 1911 года и большую часть 1912 года Сарьян путешествовал по Египту. Это полотно было написано им под влиянием ностальгии по пейзажам на берегах реки Самбек, где он родился.

 

Мартирос Сарьян, «Сена, Париж» (1927)

 

 

Холст, масло, 33х46 см, £30 000-50 000

 

Одна из немногих сохранившихся работ художника, написанных во время его пребывания в Париже (с осени 1926 по весну 1928 года). Большая часть его картин этого периода погибла в пожаре на судне, на котором их перевозили из Марселя в Батуми. Немногие уцелевшие полотна к тому времени были уже проданы во Франции или же находились среди этюдов, как эта вещь — их художник выкупил после возвращения из Парижа в Армению в марте 1928 года. На Sotheby's картину выставляют члены семьи художника.

 

Василий Шухаев, «В Оверни» (1929)

 

 

Холст, темпера, 78,5х60 см, £80 000-120 000

 

Василий Шухаев переехал в Париж в 1921 году вслед за своим другом, художником-неоклассицистом  Александром Яковлевым. Следующее десятилетие он жил и работал во Франции. Эта картина написана во время путешествия Шухаева по Франции.

 

Леон Бакст, «Эскиз костюма Шахерезады» (1910)

 

 

Акварель с золотом поверх карандашного наброска на бумаге, 29х22 см, £30 000-50 000

 

Эскиз костюма для балета Дягилева «Шахерезада», премьера которого состоялась в Париже в 1910 году, никогда раньше не выставлялся на аукционе. Первый владелец этой работы Алберт Галлатен приобрел ее у художника в мастерской вместе с еще одним рисунком к «Шахерезаде» и эскизом декораций к «Карнавалу».

 

Фаберже (Москва), икона Богоматери Pelagonitissa (1908-1917)

 

 

Икона в серебряном окладе с эмалью, инкрустированном речным жемчугом, входит в число лотов на торгах «Русское прикладное искусство», собранных из частных собраний по всей Европе. Эстимейт — £20 000-30 000.

 

Фаберже, «Сова» (1908)

 

 

Бронзовая эмалированная шкатулка из серии «Загадочные зверюшки»  находилась в собрании княгини Марии Тенишевой. Эстимейт — £20 000-30 000.

 

Фаберже, портсигар, выполненный по заказу императорского двора (1913)

 

 

Эмалированный золотой портсигар с драгоценными камнями был подарен лично Николаем II генерал-лейтенанту Милию Аничкову в мае 1913 года в дни празднования 300-летия Дома Романовых в Москве. Это был один из самых дорогих портсигаров, выполненных Фаберже по заказу императорской канцелярии. Шесть месяцев спустя Аничков вернул портсигар в канцелярию Зимнего дворца с просьбой обменять его на 650 рублей. В этом не было ничего предосудительного: подобная схема практиковалась царским двором как деликатный способ вознаграждения подданных за службу перед Отечеством. Сейчас на Sotheby's портсигар оценивается в £180 000-200 000.