Кризис превратил автомобиль для большинства россиян в предмет роскоши.
Колесо судьбы: автокредиты не вывозят экономику
Fotolia/Sergey Nivens

Продажи легковых автомобилей в России упали до самых низких значений за последние десять лет. При этом, после роста во втором полугодии 2015 года, опять начала падать доля автомобилей, купленных в кредит. Опрошенные Банки.ру эксперты считают, что серьезный рост автокредитов станет признаком восстановления экономики. Однако до этого еще далеко.

 

Машина времени уехала на десять лет назад

 

Апрель 2016 года ознаменовался падением уровня продаж автомобилей на 8,5%, или на 11 269 штук по сравнению с апрелем 2015 года, что составило 121 272 автомобиля, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В 2016 году в январе — апреле было продано 440 583 автомобиля, что на 14,7% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Рынок продолжает показывать постоянное, хотя и медленное продвижение к тому, чтобы нащупать дно в терминах сравнения года к году, — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Между тем абсолютные объемы продаж упали до самых низких значений за десять лет, что в равной степени касается как марта и апреля, так и совокупного результата первых четырех месяцев года.

Шрайбер отмечает, что положительным фактом является решение российского правительства продлить сроки программы льготного автокредитования до конца 2016 года. «Это правильное действие, нацеленное на то, чтобы помочь рынку преодолеть, возможно, самый тяжелый период в современной истории».

 

По данным АЕБ, девять моделей из десяти лидеров продаж новых легковых автомобилей — местного производства. Самым продаваемым автомобилем в апреле, например, стала Lada, продажи которой увеличились на 8%, до 24,6 тыс. машин. Второе и третье места занимают Hyundai и Kia, продажи которых, наоборот, упали на 11% и 13% соответственно — до 12,2 тыс. и 12,1 тыс. штук.

 

Кредиты снова тормозят

 

Снова сокращается и количество автомобилей, купленных в кредит. По данным Национального бюро кредитных историй на основе информации 3 700 кредиторов, по итогам I квартала 2016 года в кредит в России куплено 100,1 тыс. автомобилей. По сравнению с предыдущим кварталом снижение оказалось весьма значительным, на 23,5%, — в IV квартале 2015 года в кредит было куплено 130,9 тыс. автомобилей.

 

Правда, по сравнению с гигантским провалом в начале прошлого года кредитная активность повысилась на 65,7%: в I квартале 2015-го количество автомобилей, купленных в кредит, составляло всего 60,4 тыс. штук.

Год назад падение «кредитных» автопродаж было резким и масштабным — по сути, кредитные конвейеры банков были остановлены. Основными причинами сокращения автокредитования в начале 2015 года стали инфляция и снижение реальных доходов населения, а также более «тщательное» отношение к заемщикам со стороны банков, — поясняет генеральный директор НБКИ Александр Викулин.

В ЮниКредит Банке рассказали, что объем автокредитования в кредитной организации в 2015 году упал до 17,2 млрд рублей по сравнению с 46,2 млрд рублей в 2014 году.

 

По сравнению с прошлым годом в 2016-м банкам удалось немного нарастить объемы автокредитов.

Кредитная активность относительно первого квартала прошлого года повысилась. Мы видим это не только в сегменте автокредитования, но и в других розничных кредитных продуктах. Доля продаж автомобилей в кредит восстановилась, относительно первого квартала прошлого года, когда продажи в кредит снизились до 9%, — говорит старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ 24 Алексей Токарев.

Он соглашается, что вклад внесло продление госпрограммы субсидирования ставок по автокредитам, которая не действовала в I квартале 2015 года. Поэтому, несмотря на падение продаж автомобилей на 17%, продажи в кредит по сравнению с прошлым годом выросли: в I квартале 2016 года доля продаж новых автомобилей в кредит составила 27%. Если в январе 2015 года объем выдачи автокредитов ВТБ 24 составил 8,3 млрд рублей, то в январе 2016-го — 15,5 млрд рублей. В феврале этого года показатель достиг 20,7 млрд рублей (год назад — 11,1 млрд), в марте — 23,4 млрд рублей (год назад — 17,9 млрд).

 

Но, поскольку рынок в I квартале прошлого года был в стрессовом состоянии, статистика не позволяет говорить о буме автокредитования, признает Токарев.

 

Некоторые банки сокращают или вовсе сворачивают свое присутствие на рынке автокредитов. Так, в марте прошлого года о прекращении выдачи автокредитов заявил Райффайзенбанк. Об отказе от автокредитования задумывался и банк «Уралсиб», сообщал в интервью Банки.ру заместитель председателя правления банка Алексей Гонус. Но в итоге кредитная организация приняла решение развивать это направление, сократив каналы продаж.

 

Роскошь, а не средство передвижения

 

Рост объемов рынка автокредитования, безусловно, будет являться одним из признаков восстановления экономики, считают эксперты. «Это будет означать готовность населения сменить сберегательную модель поведения и снова начать тратить накопления на крупные покупки», — комментируют в ЮниКредит Банке.

Если рост автопродаж произойдет и будет демонстрироваться на протяжении одного-двух кварталов, это действительно можно будет считать окончанием спада и признаком возобновления роста в экономике, — полагает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.

Впрочем, по мнению банкиров и аналитиков, стабильного восстановления автомобильного рынка, как и рынка автокредитования, пока не происходит и в ближайшее время не произойдет.

Спрос на кредитные программы во многом зависит от изменений на рынке. Например, одним из факторов увеличения кредитной доли продаж служит повышение цен на автомобили, такое мы наблюдали в конце четвертого квартала 2014 года и в конце 2015 года. Также спрос на автокредиты поддерживается государственной программой льготного автокредитования. В случае ее отмены спрос на автокредиты резко снизится, — говорит директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков.

С учетом того, что сейчас наблюдается оживление рынка розничного кредитования в целом, объем выдач по автокредитам тоже может расти, считает директор по развитию продуктов Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Александр Ахломов.

 

Тем не менее, подчеркивает он, ожидать взрывного роста не приходится.

По итогам первого квартала 2016 года объем выдач в штуках и деньгах вырос примерно в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, при этом помесячная динамика довольно скромная. Рост объемов выдач в марте 2016 года к февралю 2016 года составил около 11%. Думаю, что данная тенденция сохранится, поэтому показатели по выдачам 2015 года будут, скорее всего, перекрыты, примерно в полтора раза, но объемы выдач 2014 года вряд ли будут достижимы в этом году, — говорит Ахломов.

В банке «Уралсиб» также считают, что для восстановления рынка в первую очередь необходима дополнительная поддержка автопроизводителей, в том числе иностранных, производство которых расположено на территории России.

Это связано с тем, что в последние годы существенно выросла доля автомобилей и запчастей, которые производятся в России, — поясняет начальник управления, заместитель руководителя департамента розничного кредитования банка «Уралсиб» Дмитрий Чернозубенко.

Кроме того, по его мнению, необходимо расширить действие госпрограммы на все новые автомобили в РФ. Это поддержит продажи автосалонов в текущих непростых экономических условиях.

 

Третьей мерой эксперт называет стимулирование покупательского спроса.

К примеру, можно снизить налог на транспортное средство в течение первых нескольких лет приобретения автомобиля, — говорит Чернозубенко.

Впрочем, пока все эти меры не приняты, автомобиль для все большего числа потребителей становится предметом роскоши, считают эксперты.

Автомобиль всегда был весьма дорогостоящей покупкой. В силу того, что на них сейчас сильно выросли цены, выросла стоимость страховки и обслуживания, а доходы граждан не растут, покупка и содержание автомобиля стала для многих еще более сложной и недостижимой, — заключает Александр Ахломов из ОКБ.