Ее падение, а также курс рубля и рост расходов на привлечение абонентов снизили его маржу.
«Вымпелком» подвела выручка от проводной связи
Д. Абрамов / Ведомости

Общая выручка российского «Вымпелкома», снижавшаяся предыдущие три квартала, в I квартале 2016 г. осталась на уровне прошлого года и составила 66,3 млрд руб., следует из сообщения материнской компании оператора – Vimpelcom Ltd. При этом показатель EBITDA снизился на 8% год к году до 24,159 млрд руб., что привело к падению рентабельности по EBITDA на 3 п. п. по сравнению с I кварталом 2015 г. до 36,4%.

 

Выручка от услуг мобильной связи выросла на 1% до 52,6 млрд руб. Произошло это главным образом за счет роста доходов от мобильного интернета и пакетных тарифных планов, говорит вице-президент «Вымпелкома» по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский. Выручка от передачи данных выросла на 19% до 12,8 млрд руб.

 

К падению EBITDA привело снижение выручки от проводной связи (она упала на 11% год к году до 10,9 млрд руб.) и рост стоимости роуминга и интерконнекта из-за девальвации рубля, следует из сообщения Vimpelcom Ltd. Без учета влияния курса рубля показатель EBITDA снизился бы на 6%, говорится в отчете. Снижение доходов от проводной связи произошло из-за сокращения низкомаржинального трафика и перехода расчетов по корпоративным контрактам с долларов на рубли, объясняет компания.

 

Среди других причин снижения EBITDA оператор называет рост расходов на дистрибуторскую сеть, открытие новых монобрендовых салонов и рост расходов на субсидирование смартфонов. При этом развитие собственного ритейла и возобновление продаж контрактов в «Связном» позволили «Вымпелкому» увеличить абонентскую базу на 4% год к году до 57,7 млн sim-карт, сообщил вчера Поповский. Долю продаж через «Связной» в своих подключениях оператор не раскрывает.

 

Столь сильное падение EBITDA стало неожиданностью. Показатель оказался на 4–5% ниже прогноза большинства аналитиков, говорится в отчете «ВТБ капитала». Перед «Вымпелкомом» остро стоит задача сохранения качественной абонентской базы и поддержания собственной рентабельности – и падение этого показателя разочаровывает, говорит аналитик банка «Уралсиб» Константин Белов.

 

В сравнении с другими операторами «Вымпелком» пока выглядит наиболее уязвимым перед ростом конкуренции – в том числе на московском рынке, считают аналитики. После прихода «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) в Москву рынок сократился из-за снижения средней стоимости тарифа. «Вымпелком», исторически лидировавший на московском рынке, принял на себя основной удар, предполагает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Об этом красноречиво говорит увеличение годового оттока «Вымпелкома» на 8 п. п. до 70%, считает он.

 

Активности Tele2 в Московском регионе остальные операторы пытаются противостоять, увеличивая расходы на продвижение и снижая тарифы, и «Вымпелком» здесь выглядит наиболее уязвимым, согласен Белов. Среднемесячная выручка «Вымпелкома» на абонента (ARPU) сократилась на 7% по сравнению с предыдущим кварталом и на 3% год к году – до 291 руб. Тарифы «Вымпелком» снижал в марте, а значит, во II квартале 2016 г. вслед за снижением ARPU ухудшится и выручка оператора, добавляет аналитик «ФК Открытие» Александр Венгранович.

Читать далее