В выборный год Минфин берет госрасходы в свои руки.
Минфин предлагает скорректировать Бюджетный кодекс
Reuters

Как стало известно "Ъ", Минфин намерен оперативно провести через парламент изменения в ряд статей Бюджетного кодекса РФ. Они сформулированы в виде поправок сразу ко второму чтению к принятому на этой неделе в первом чтении законопроекту о переносе даты внесения в Госдуму бюджета- 2017 с 1 октября на 1 ноября этого года. Как известно, власти объясняют этот перенос тем, что избираемый 18 сентября новый состав нижней палаты обретет реальную работоспособность не ранее ноября (см. "Ъ" от 27 апреля).

 

Напомним, к этой возможности провести бюджет-2017 через парламент быстрее, чем обычно, Белый дом добавил пространство для маневра еще и по текущему бюджету. Правительство в этом году отказалось от традиционной весенней правки закона о бюджете, отложив решение проблемных вопросов вроде индексации пенсий, финансирования "антикризисного плана" и большой приватизации на поствыборный период. Поправки к бюджету-2016, как объявил, выступая в Госдуме премьер-министр Дмитрий Медведев, будут представлены палате лишь осенью (см. "Ъ" от 20 апреля), так что новоизбранным парламентариям в ноябре--декабре этого года предстоит сложная задача утверждения двух разных по конструкции бюджетов — однолетнего на 2016 год и трехлетнего на 2017-2019 годы — практически одновременно.

 

 

Такие особенности выборного года привели к тому, что Минфину для исполнения текущего бюджета теперь приходится править непосредственно сам Бюджетный кодекс — добавляя себе полномочий. По данным "Ъ", подготовленные ведомством поправки дают правительству возможность без участия Госдумы (то есть без внесения изменений в закон о бюджете) править бюджетную роспись расходов. Речь идет о перераспределении в 2016 году ассигнований на поддержку экономики и социальной сферы сверх средств антикризисного фонда Белого дома (65 млрд руб.) и сверх "президентского резерва", образованного заморозкой пенсионных накоплений 2015 года (342,2 млрд руб.). Также правительство хочет по своему усмотрению перераспределять деньги внутри ФЦП Крыма и Севастополя и по мероприятиям программы развития системы ГЛОНАСС. Кроме того, поправки предоставляют Минфину возможность при необходимости перераспределять средства на субсидии для финансирования государственного задания, а также на обслуживание госдолга (в бюджете-2016 заложен курс 63,3 руб./$, поэтому денег на выплаты по долгам может понадобиться больше).

 

Еще одна поправка позволяет замещать в 2016 году трудно реализуемые из-за санкций внешние заимствования внутренними. Предусмотрена поправками, впрочем, и обратная замена — внутренних займов внешними — исходя из ситуации на рынке долговых инструментов. Две поправки посвящены не расходной, а доходной части текущего бюджета. Первая продлевает на год временную норму о перечислении в федеральный бюджет не 75%, а 90% прибыли Центрального банка. Такое изъятие прибыли регулятора на покрытие дефицита казны уже было проведено в этом году. Как следует из опубликованного на прошлой неделе годового отчета ЦБ, с прибыли 2015 года в 113 млрд руб. банк направил бюджету 101 млрд руб. В такой же пропорции ЦБ предстоит поделиться доходами и по итогам 2016 года.

 

 

Еще более решительно — сразу до 1 февраля 2020 года — Минфин намерен продлить действие нормы о направлении доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) на текущие расходы бюджета, а не на накопление, как это было в докризисный период. По действующему законодательству такое "проедание" процентов с государственной "кубышки" должно завершиться 1 февраля 2017 года. Согласно отчетности Минфина, в 2015 году в бюджет от управления деньгами Резервного фонда было зачислено 50,5 млрд руб., ФНБ — 83,2 млрд руб. В условиях дефицита бюджета, который пока, по признанию самого Минфина, не укладывается в требуемые президентом 3% ВВП, отказаться от этого источника, по всей видимости, было невозможно.

 

Вадим Вислогузов