Кредитный портфель Связного банка, лишившегося лицензии в конце 2015 года, достался Тинькофф-банку. Его задача — вернуть к обслуживанию долга хотя бы часть из почти 300 тыс. заемщиков по всей России с общим долгом около 14,5 млрд руб.
Тинькофф-банк получил кредитный портфель Связного банка
Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Информация о том, что Тинькофф-банк выиграл конкурс на комплексное обслуживание кредитного портфеля Связного банка, размещена на сайте Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Такой конкурс проводился впервые, и необходимость в нем возникла, потому что до сих пор не было прецедентов, когда бы у банка после отзыва лицензии остался кредитный портфель с почти 500 тыс. заемщиков (см. "Ъ" от 21 марта). Как сообщили "Ъ" в АСВ, Тинькофф-банк был единственным претендентом, соответствующим требованиям к участию в отборе, и, по информации "Ъ", вообще единственным, кто проявил интерес к этому конкурсу. На конкурс был выставлен портфель с задолженностью по 426 тыс. кредитов на сумму около 15 млрд руб.

Банк-агент будет оказывать услуги по работе с заемщиками, в том числе прекратившими обслуживание кредитов, информировать и консультировать их по вопросам погашения задолженности, обеспечивать возможность погашения клиентами задолженности перед банком,— уточнили в АСВ.

"Помимо обширной сети точек пополнения, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, мы обладаем необходимой технологической платформой, которая позволила в кратчайшие сроки принять на обслуживание клиентов Связного банка,— уточнили в Тинькофф-банке.— Более того, у нас есть опыт работы с задолженностью Связного банка после покупки его портфеля кредитных карт в 2015 году (на общую сумму 6,43 млрд руб.)".

 

Качество полученного Тинькофф-банком портфеля далеко от идеального. По данным АСВ, в настоящее время своевременно обслуживаются только 142,6 тыс. кредитов на сумму 488,5 млн руб. Около 97% кредитного портфеля находится в просрочке. При этом 56% портфеля имеет просрочку более года. На момент отзыва лицензии у Связного банка (24 ноября 2015 года), согласно его отчетности, просрочено было 60% кредитного портфеля. В Тинькофф-банке намерены бороться с просрочкой, предоставив телефонную линию для обслуживания клиентов и широкую сеть внесения платежей (до сих пор заплатить по кредиту можно было только межбанковским переводом по специальным реквизитам).

 

Впрочем, участники рынка в существенное оздоровление портфеля Связного банка не верят.

У Связного банка довольно специфическая аудитория, в основном у банка не было уникальных клиентов, для них он был уже вторым или третьим банком, поэтому в кризис их платежная дисциплина далека от идеальной, — отмечает глава банка "Восточный экспресс" Алексей Кордичев.

С ним согласен и первый зампред правления банка "Русский стандарт" Евгений Лапин: "Брать на обслуживание кредитный портфель Связного банка не имело большого экономического смысла: в кризис банки пытаются оздоровить и наладить работу с собственной клиентской базой, а брать на обслуживание чужую и непонятную аудиторию клиентов сейчас рискованно". По словам начальника управления кредитных карт ВТБ 24 Александра Бородкина, существенно оздоровить портфель, просроченный на 97%, представляется малореальным. Впрочем, благодаря его обслуживанию Тинькофф-банк получит частично клиентскую базу Связного банка, заемщики будут заходить на сайт Тинькофф-банка, им можно предложить ряд услуг, поэтому у банка появляется окно возможностей для продажи своих продуктов, указывает он. "Вероятно, единственный смысл в обслуживании этих клиентов — перетащить на обслуживание в свой банк "здоровую" часть портфеля, а аудитория Связного наиболее релевантна бизнес-модели Тинькофф-банка",— соглашается Евгений Лапин.

 

Юлия Локшина