Верховный суд РФ (ВС) вчера рассмотрел спор о возврате Минфином переплаты авиакомпаниями пенсионных взносов членов летных экипажей.
ВС отказал авиакомпаниям в возврате переплаты пенсионных взносов
Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Вчера экономическая коллегия ВС удовлетворила жалобу Минфина, отменив решения судов о взыскании в пользу ОАО "ЮТэйр--Вертолетные услуги" 11,4 млн руб. переплаченных пенсионных взносов. Таким образом, в споре авиакомпаний с бюджетом поставлена точка.

 

Тяжбы перевозчиков за возврат переплаты начались еще в 2013 году, после того как поправки, устанавливающие дополнительное социальное обеспечение для летчиков, были успешно оспорены в КС и признаны неконституционными как ухудшающие положение плательщиков взносов. Пенсионный фонд отказался вернуть суммы переплаты авиакомпаниям, и перевозчики обратились в суд с исками к Минфину о взыскании этих денег в качестве возмещения вреда. Претензии к бюджету заявили в том числе "Сибирь", "Донавиа", "Саратовские авиалинии" и авиакомпания "Россия", а их общая сумма превысила 1 млрд руб.

 

Поначалу арбитражные суды удовлетворяли их иски. Но 8 декабря 2015 года КС по запросу Минфина уточнил, что "противоправность в действиях государства до вступления в силу постановления отсутствовала" и из него не следует возможность взыскания с казны РФ указанных сумм взносов. Само же признание нормы закона неконституционной, по мнению КС, "не предполагало восстановления прав авиакомпаний". Некоторые юристы тогда отмечали, что КС выступил инструментом сохранения федерального бюджета.

 

Впрочем, даже после разъяснения КС суды выносили противоположные решения по спорам. Так, Арбитражный суд Москвы 21 декабря 2015 года отклонил иск авиакомпании "Россия" о взыскании переплаты по взносам с бюджета, а 23 декабря тот же суд удовлетворил аналогичные требования авиакомпании "Арго". В Минфине тогда заявили о несогласии с решением по "Арго", подчеркнув, что из позиции КС прямо следует законность уплаты страховых взносов в период действия спорной нормы и правомерность действий государства, что исключает возможность взыскания.

 

В целях приведения судебной практики к единообразию в ситуацию включился ВС. В начале марта председатель экономической коллегии Олег Свириденко передал две жалобы Минфина по спорам с "Донавиа" и "Саратовскими авиалиниями" для рассмотрения в судебном заседании. Эти дела ВС намеревался рассмотреть еще 20 апреля, но в связи с переносом процесса на 18 мая именно дело "ЮТэйр" стало первым. "Мы сейчас просим прекратить производство по ним, так как считаем, что Минфин пропустил срок обжалования в коллегию",— сообщил "Ъ" партнер юридической компании Taxology Алексей Артюх, представляющий эти авиакомпании в суде.

 

"Поскольку это первое решение ВС по подобному делу, оно является прецедентным, и суды нижестоящих инстанций будут следовать правовой позиции экономколлегии в аналогичных спорах авиаперевозчиков с Минфином",— считает ведущий юрисконсульт "КСК групп" Наталья Абрамова. По ее мнению, ключевую роль сыграло здесь разъяснение КС, которое является обязательным для исполнения всеми госорганами. Мотивировочная часть постановления ВС пока не опубликована, но в определении о передаче дела в коллегию приводятся ссылки на декабрьское определение КС.

 

Анна Занина