Объявлен последний конкурс, необходимый для строительства М11.
Санкт-Петербургскую трассу собрали по частям
Василий Шапошников / Коммерсантъ

Госкомпания «Автодор» объявила последний тендер, необходимый для строительства будущей платной трассы Москва—Санкт-Петербург. Речь идет об участке в Московской и Тверской областях, на строительство которого потратят около 78 млрд руб. Таким образом, вопреки ранее сделанным заявлениям властей к чемпионату мира по футболу всю трассу целиком построить не успеют: как минимум два участка введут в эксплуатацию уже после 2018 года.

 

«Автодор» объявил в пятницу открытый конкурс на право заключения долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС) с компанией, которая построит, а затем будет содержать и ремонтировать участок будущей трассы Москва—Санкт-Петербург с 58-го по 149-й км. ДИС означает, что концессионер сам будет заниматься освобождением территории под дорогу, а значит, сможет без задержек начать строительство. Будущая дорога будет соответствовать категории 1А: это значит, что там будет по две полосы в каждую сторону с расчетной скоростью движения транспорта 150 км/ч. Компания также должна будет построить 4,5-километровый подъезд к Клину.

 

 

Стоимость работ оценена в «Автодором» в 78 млрд руб., из них 7,4 млрд руб. вложит компания, выигравшая тендер, остальные деньги будут государственными. Конечная цена в ходе тендера, вероятно, будет снижена. Конкурсные заявки принимаются до 27 июня, соглашение с победителем должно быть заключено в августе, после чего начнутся работы.

 

Напомним, что проект платной дороги Москва—Санкт-Петербург курирует госкомпания «Автодор», которая привлекает инвесторов, заключая с ними концессионные соглашения. Трасса поделена на шесть участков, с каждым работает отдельная компания. В конце 2015 года в строй ввели участки в обход Вышнего Волочка (258–334 км, строил «Мостотрест») и МКАД—Солнечногорск (15–58 км, строила Северо-Западная концессионная компания), с тех пор они функционируют в платном режиме. Установленные тарифы на московском участке неоднократно вызывали возмущение у жителей, руководства Московской области, Генпрокуратуры и «Автодора», в результате в феврале 2016 года цены были снижены, о чем сообщал “Ъ”. Чуть позже тарифы пересмотрели и на объезде Волочка. Еще два участка — это 334–543 км (строит «Мостотрест», закончат в 2016 году) и 543–684 км (строит ООО «Магистраль двух столиц», закончат в 2017 году). Тарифы пока не объявлены.

 

Отметим, что изначально властями заявлялось, что вся трасса должна быть построена к ЧМ-2018 года, поскольку будет иметь стратегическое значение для перевозок туристов между городами, принимающими чемпионат. Однако по факту выходит, что минимум два участка магистрали будут введены в строй позже. 58–149 км, заявлял ранее министр транспорта Максим Соколов, построят в 2019 году. Обход Твери (208–258 км) считается вообще перспективным и будет построен только после 2020 года. Вместо него водители будут пользоваться бесплатным участком бесплатной трассы М10, которую к моменту запуска М11 расширят и снабдят развязками. «Существующий южный обход, он короче, чем перспективный северный, и удобнее»,— заявлял ранее СМИ глава «Автодора» Сергей Кельбах.

Старая добрая традиция — приурочивать строительство крупных объектов к большим событиям вроде чемпионата по футболу,— говорит директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.— Оно и понятно, ведь чемпионат станет мощнейшим стресс-тестом для большинства принимающих его городов. Представим себе, что будет, когда европейцы на машинах приедут в Калининград смотреть матч Германия—Польша: такой нагрузки этот город еще не испытывал. Другое дело — Москва и Питер, для которых чемпионат не будет уже таким тестом, к матчам ЦСКА—Спартак и ЦСКА—“Зенит” тут привыкли. А поток туристов между городами, уверен, сможет обслужить железная дорога и “Сапсан”, для чего нужно будет немного увеличить количество пар поездов. Новую автомагистраль между городами, конечно же, хотелось бы иметь непосредственно к чемпионату, но реальная бюджетная ситуация это сделать не позволяет.