Согласно исследованию НИУ ВШЭ, заметнее всего упал спрос на техобслуживание и ремонт автомобилей.
Россияне стали тратить меньше на оплату сервисных услуг
Сергей Бобылев / Коммерсантъ

Россияне стали тратить меньше денег на оплату различных сервисов, говорится в мониторинге Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, составленном на основе ежеквартальных опросов, проводимых Росстатом среди руководителей более 5,5 тысяч сервисных организаций.

 

В первом квартале 2016 года на рынке сервиса продолжилась рецессия. Индекс предпринимательской уверенности остался на рекордно низкой отметке в минус девять процентов. Его отрицательная величина и, соответственно, неблагоприятный деловой климат сохраняются на протяжении семи кварталов, отметили эксперты ЦКИ.

 

"Минусовые" значения индекса сложились в 11 из 14 наблюдаемых видах услуг. Относительную уверенность продемонстрировали только руководители страховых компаний, ломбардов и санаторно-курортных организаций.

 

Рецессия обусловлена сокращением платежеспособного спроса. В январе-марте снижение интереса потребителей к предоставляемым услугам отметила почти треть респондентов (31%).

 

Впервые за все время проведения мониторинга (с 2012 года) сократилась востребованность всех 14 видов услуг. Наиболее заметно упал спрос на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

 

Уменьшаются объемы услуг: 29% участников опроса констатировали снижение числа клиентов; баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов) сохранил самое низкое за четыре года наблюдений значение минус 15%.

 

Усилилась интенсивность сокращения полученной прибыли. В первую очередь, ухудшились показатели предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. Наименьшие финансовые потери понесли страховые фирмы и ломбарды.

Читать далее