Банк пытается стать универсальным.
ОТП-банк обратился к компаниям
Олег Харсеев / Коммерсантъ

О том, что ОТП-банк приступил к наращиванию бизнеса в корпоративном сегменте, "Ъ" сообщили в банке. "В начале апреля был создан дивизион корпоративного бизнеса и казначейских операций. Цели, поставленные перед новым подразделением,— рост корпоративного бизнеса по всем ключевым направлениям, расширение операций казначейства и увеличение продаж инструментов для хеджирования валютного курса, форвардов и опционов, дополнительных продуктов, которые помогут управлять ликвидностью компаний",— пояснил президент ОТП-банка Илья Чижевский. Конкретные целевые показатели он обнародовать отказался, ограничившись общими словами "существенный двузначный процентный рост". Впрочем, по сведениям "Ъ", предполагается, что к концу 2017 года доля корпоративного бизнеса в кредитном портфеле банка может вырасти вдвое. По данным на 1 апреля, на долю корпоративных ссуд приходилось 12% кредитного портфеля банка.

 

Основной бизнес ОТП-банка сосредоточен в сегменте потребительского кредитования. По данным российской отчетности на 1 апреля, объем кредитов банка физлицам составлял 87,3 млрд руб. против 12 млрд руб. кредитов юрлицам. "В портфеле группы ОТП доля дохода от корпоративного бизнеса составляет более 30%, ОТП-банк в России изначально создавался как универсальная кредитная организация,— поясняет господин Чижевский.— Другой вопрос, что в момент выхода на рынок акцент был смещен на розницу ввиду розничного кредитного бума". По его словам, сегодня у ОТП-банка есть опыт, команда, четкое понимание того, как развивать корпоративный бизнес, каким сегментам уделять особое внимание — активам, пассивам, комиссионным доходам и внебалансовым активам. Банк планирует наращивать продажу банковских гарантий, аккредитивов, заниматься управлением финансами клиентов и факторингом.

 

Участники рынка указывают, что заниматься корпоративным бизнесом розничные банки-монолайнеры пытались и раньше. Однако фактически изменить бизнес-модель в сторону универсального банка пока удалось только Совкомбанку. По словам главы Совкомбанка Сергея Хотимского, банк принял решение о смене бизнес-модели в середине 2014 года, в настоящее время соотношение корпоративного портфеля к розничному составляет примерно 60% к 40%. О намерении развивать корпоративный бизнес ранее заявляли Тинькофф-банк, банк "Ренессанс Кредит", ХКФ-банк. В основном розничные игроки делали ставку на реализацию зарплатных проектов, однако на практике успеха не добились. "Работа с крупными корпоративными клиентами, как правило, очень низкомаржинальная — доходность от такого бизнеса в среднем составляет 2,7-4% годовых, а розничному банку это не окупит стоимости фондирования",— указывает собеседник "Ъ" в банке топ-100. "В теории ОТП-банк может развивать сотрудничество с компаниями из сегмента МСБ, маржинальность в котором находится на достаточно высоком уровне (5-7% годовых), однако конкуренция в этом сегменте достаточно высокая",— отмечает господин Хотимский. "Сейчас не самый удачный момент для выхода на корпоративный рынок, так как многие компании из сектора МСБ находятся в сложном финансовом состоянии из-за кризиса, а крупнейшие компании уже обслуживаются в ограниченном пуле крупных банков, в основном в госбанках,— заключает управляющий партнер НАФИ Павел Самиев.— В такой ситуации, даже если банк начнет работать с корпоративным сегментом, маловероятно, что в ближайшем будущем это повлияет на его прибыль".

 

Валерия Францева