Убытки завода стремительно растут.
АвтоВАЗ не смог выехать на новинках
Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Запущенные в конце 2015 года новинки Lada Vesta и Lada Xray пока не поддерживают финансовое состояние АвтоВАЗа. По итогам первого квартала завод нарастил чистый убыток по МСФО до 8,6 млрд руб. и сохранил валовую убыточность. Компания сохраняет оптимизм за счет уверенности в поддержке акционеров, а эксперты ожидают улучшения результатов компании, если выпуск новых моделей выйдет на большие объемы.

 

Выручка АвтоВАЗа по МСФО за первый квартал упала на 21%, до 38,4 млрд руб., чистый убыток увеличился в 48 раз, до 8,6 млрд руб. Уже второй квартал подряд компания показывает валовой убыток 1,99 млрд руб. в январе--марте, тогда как в первом квартале 2015 года еще была валовая прибыль 3,9 млрд руб. Себестоимость продаж в январе-марте снизилась лишь на 9%, до 40,4 млрд руб., административные расходы сократились на 14%, до 2 млрд руб. Расходы по продаже продукции, напротив, увеличились на 54%, до 1,9 млрд руб. Краткосрочные обязательства АвтоВАЗа выросли на 11%, до 49,7 млрд руб., долгосрочные — на 6%, до 51,8 млрд руб.

 

На АвтоВАЗе финансовые показатели отдельно не комментируют — в официальном релизе речь идет в основном о физических объемах продаж. Так, компания подчеркивает, что сохранила в первом квартале свою рыночную долю 18,9% (на фоне общего падения рынка на 18%), объяснив это "удовлетворительной динамикой продаж", особенно новинок — Lada Vesta и Lada Xray. За квартал продажи Lada упали на 17%, до 56,9 тыс. машин. Общий объем производства концерна (с учетом моделей Renault, Nissan, Datsun) за тот же период снизился на 34%, до 96,5 тыс. машин. Завод признал "недостаточную интенсивность поставок" моделей, отметив, что планирует увеличить выпуск с мая. Но сейчас на АвтоВАЗе четырехдневная рабочая неделя, а с 29 апреля по 9 мая включительно конвейер вообще стоит. С 30 апреля по 11 мая простой и на "ИжАвто".

 

 

По итогам 2015 года АвтоВАЗ получил чистый убыток по МСФО 74 млрд руб., указав, что без поддержки акционеров есть риск приостановки операционной деятельности (см. "Ъ" от 15 февраля). Одним из сценариев является внесение средств в акционерный капитал и конвертации части долга. Итоговая схема действий еще не определена, говорил в апреле глава "Ростеха" (владеет блокпакетом АвтоВАЗа) Сергей Чемезов, решение о будет принято после заседаний советов директоров Renault и АвтоВАЗа — возможно, в мае. Вчера на АвтоВАЗе заявили, что рассчитывают на "позитивные сдвиги" с учетом "положительного тренда" продаж новинок и "полной поддержки" акционеров.

 

На рынке убытки АвтоВАЗа объясняют в частности затратным выводом на рынок новых моделей в четвертом квартале. Новые продукты не приносят прибыль, пока не достигнута "критическая масса" производства, еще не налажена работа с комплектующими, стандартизация и оптимизация расходов, говорит источник "Ъ". Себестоимость новых моделей выше, импортных комплектующих в них больше, уточняет управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев. Автопром — это капиталоемкая отрасль, особенно при запуске новых моделей, говорит эксперт, нельзя ожидать, что продукт сразу станет окупаемым. По его словам, структура АвтоВАЗа такова, что точка безубыточности может достигаться реально большими объемами выпуска, которых при текущем рынке добиться проблематично. Но Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" полагает, что положительный финансовый эффект от новых моделей будет виден уже во втором квартале.