Китайцы назвали ОАО РЖД суммы, выделяемые для ВСМ.
Пекин кладет юани на рельсы
Надалинский Евгений / Коммерсантъ

КНР подтвердила готовность выделить проекту высокоскоростной магистрали Москва--Казань долговое финансирование на 400 млрд руб. Пекин также согласился внести в акционерный капитал проекта сверх ранее обещанного взноса в 52 млрд руб. еще $1 млрд в участок Нижний Новгород--Казань. В консорциуме, по расчетам "Ъ", китайцам достанется от 38% до контрольного пакета.

 

 

ОАО РЖД объявило о договоренностях с китайской стороной по проекту высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва--Казань. В протоколе по итогам шестого заседания рабочей группы по сотрудничеству в области ВСМ в Пекине зафиксировано, что проект будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в форме концессии. Такую форму предполагает организационно-правовая модель проекта, где концедентом является РФ, а концессионером — специальная проектная компания (СПК) — консорциум, лидером которого является дочерняя структура ОАО РЖД "Скоростные магистрали", а существенным акционером — КНР. Ключевые положения проекта будут закреплены в межправительственном соглашении (должно быть подписано до конца года). Но до этого параметры проекта могут измениться на заседаниях специализированных рабочих групп, поясняют в ОАО РЖД.

 

Протяженность ВСМ Москва--Казань составит 770 км. Стоимость проекта — до 1,2 трлн руб. Дорога может стать и частью высокоскоростной магистрали Москва--Пекин стоимостью 7 трлн руб.

 

КНР неоднократно подтверждала готовность выделить 52 млрд руб. в акционерный капитал проекта и предоставить долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank (250 млрд руб.— на участок ВСМ до Нижнего Новгорода и 150 млрд руб.— до Казани). Эти положения и были закреплены в протоколе: Китай взял на себя обязательства по долговому финансированию (возможно как в долларах, так и в юанях), но акционерные взносы изменились. Как сообщает ОАО РЖД, акционерное финансирование КНР для участка Москва--Нижний Новгород составит эквивалент 52 млрд руб. в долларах, еще $1 млрд — на участке Нижний Новгород--Казань.

 

 

Это подразумевает вхождение КНР в капитал СПК; какую долю получат китайцы, в ОАО РЖД не поясняют. До дробления проекта на два участка предполагалось, что доля КНР в капитале СПК составит 38%. Но, как сообщал "Ъ" 20 апреля, доля в СПК на первом участке, которую предложено отвести подрядчикам, поставщикам и финансовому агенту в обмен на 20,5 млрд руб., составит не менее 15%. Из этого можно сделать вывод, что доля КНР при взносе 52 млрд руб. действительно будет соответствовать 38%, а акционерный капитал СПК составит 136,7 млрд руб. Но если доля подрядчиков вырастет до 23%, то взнос Китая возрастает до 58%. Ранее предполагалось, что 52 млрд руб., вносимые КНР в капитал, будут отнесены только на первую фазу проекта.

 

Нецелесообразно останавливать проект в первой фазе, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, так как поэтапное строительство ВСМ снижает риски деградации инфраструктуры при замораживании проекта на промежуточной стадии. Но такая схема не обеспечивает снижения финансовых рисков, замечает он. Высокоскоростное движение на специальной инфраструктуре на маршруте Москва--Нижний Новгород будет неконкурентоспособно по соотношению цена/скорость по отношению к поездам "Стриж" (3 часа 35 минут в пути при цене билета от 650 руб.) и "Ласточка" (4 часа 20 минут и 900 руб.).