В США продолжаются споры о том, можно ли использовать элементы межконтинентальных баллистических ракет для нужд бизнеса.
Наследие холодной войны. Как заработать на ядерном арсенале США
Depositphotos.com

С такой идеей недавно выступила аэрокосмическая корпорация Orbital ATK – она заявила, что двигатели МБР, снятых с вооружения, можно было бы задействовать для производства ракет, используемых при коммерческих запусках спутников. Власти пока не пришли к какому-то решению. Сторонники конверсионной программы считают, что она усилит позиции США на рынке коммерческих запусков. Противники, со своей стороны, предупреждают, что доступность таких технологий может ударить по тем компаниям, которые занимаются разработками самостоятельно.

 

В чем суть предложения?

 

Полного запрета на использование элементов МБР в Соединенных Штатах нет. На их основе, например, было создано семейство ракет-носителей Minotaur – при этом были задействованы маршевые ступени МБР Minuteman и Peacekeeper. С их помощью Orbital запускает военные спутники для нужд Пентагона. Однако закон запрещает использовать такие разработки для коммерческих запусков.

 

Несколько недель назад Orbital обратилась к Конгрессу с просьбой, чтобы запрет был снят. Идея вызвала определенный интерес: на комитетских слушаниях, состоявшихся в середине апреля, конгрессмены заявили, что чрезмерные ограничения ослабляют позиции США на рынке коммерческих запусков, а двигатели неспользуемых МБР вполне можно было бы пустить в дело.

 

Идею одобрил и глава Космического командования США Джон Хайтен. Сегодня, по его словам, в распоряжении Пентагона находятся сотни неиспользуемых двигателей МБР – пока что они проходят техническое обслуживание, но рано или поздно придут в негодность и будут уничтожены. С точки зрения налогоплательщиков, как выразился Хайтен, было бы лучше, если бы они принесли какую-то пользу – с учетом того, что на списанные ныне МБР были потрачены сотни миллионов долларов.

 

Глава командования допустил, что двигатели можно было бы продавать «в разумных количествах и по разумной цене» – так чтобы не повредить рынку (хотя и оговорился, что вопрос еще требует изучения). В Orbital предложили покупать их по «справедливым рыночным ценам», правда, цифр не назвали. По оценке Федерации коммерческих космических полетов, Пентагон может продать двигатели – если запрет на их гражданское использование будет снят – по цене примерно в $2 млн.

Читать далее