МТС хочет заработать на своей башенной инфраструктуре и готова сдавать ее в аренду.
МТС заработает на своей инфраструктуре
Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Чтобы привлечь клиентов, оператор намерен предлагать ставки на 25–30% ниже среднерыночных. Заработать на башнях планируют и конкуренты МТС, но другим способом: «МегаФон», «Вымпелком» и «Т2 РТК Холдинг» рассматривают возможность продажи этой инфраструктуры.

 

МТС объявила о выходе на рынок аренды башенной инфраструктуры. Компания приглашает потенциальных партнеров — организации, ведомства и операторов связи — разместить оборудование на ее башнях и антенно-мачтовых сооружениях, а также арендовать подходящие к ним каналы связи. На первом этапе речь идет о более чем 5,5 тыс. объектов, до конца 2016 года их количество может быть увеличено «по мере поступления запросов на аренду». Всего у МТС около 15 тыс. башен, сообщили в компании.

 

МТС разработала стратегию развития собственной инфраструктуры. Для ее реализации создано специальное подразделение, которое занимается вопросами связанными с арендой башен.

Наша бизнес-модель позволяет предложить потенциальным арендаторам очень привлекательные финансовые условия,— отметил вице-президент МТС по технике и ИТ Андрей Ушацкий.

Как уточнили в МТС, компания готова предлагать арендаторам дисконт 25–30% к среднерыночным ставкам. Конкретное значение оператор не раскрывает, оговариваясь, что финальная ставка аренды будет определяться в каждом конкретном случае отдельно в зависимости от особенности необходимой инфраструктуры — месторасположения и региона расположения, высоты, прав на землю (аренда или собственность) и т. д. Сколько МТС рассчитывает зарабатывать на новом направлении бизнеса, там не сказали, отметив, что хотят стать «заметным игроком на рынке башенных компаний».

 

Статистики по рынку башенной инфраструктуры нет. Однако участники рынка отмечают, что основные ее владельцы — это операторы сотовой связи, но есть и независимые игроки, крупнейшие из которых «Русские башни» и «Вертикаль». По оценке «Русских башен», более 70% наземных антенно-мачтовых сооружений (АМС) принадлежат операторам «большой четверки», которые до сих пор не участвовали в бизнесе по предоставлению мест на АМС для размещения оборудования связи за исключением «бартерного» обмена друг с другом. Непосредственно на башенных операторов, бизнес которых построен на предоставлении мест на АМС, по оценкам компании, приходится около 6% общего количества башен в России. При этом свою долю на этом рынке в «Русских башнях» оценивают в более 50% рынка. Глава «Русских башен» Александр Чуб не рассматривает заявления МТС, как угрозу бизнесу.

Наоборот, мы рады, что и МТС признала привлекательность растущего рынка телеком инфраструктуры,— рассуждает господин Чуб.— Этот рынок имеет ряд особенностей, и каждой компании, впервые выходящей на него, придется пройти по пути проб и ошибок, накапливая необходимый опыт. Кроме того, мы считаем независимость инфраструктурного оператора ключевым фактором успеха.

В «Вертикали» отказались от комментариев.

 

При этом конкуренты МТС, сотовые операторы «МегаФон», «Вымпелком» и «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2), также планируют заработать на своей башенной инфраструктуре, но другим способом. Перечисленные компании рассматривают возможность продажи своих вышек независимому игроку с условием, что впоследствии он будет сдавать инфраструктуру оператору. «МегаФон» выделил около 14 тыс. башен в Первую башенную компанию, «Вымпелком» — более 10 тыс. в Национальную башенную компанию.

 

В МТС не уверены, что продажа башен — «правильная рыночная тенденция».

Инфраструктура — базовый актив любого оператора связи, это основа бизнеса. Поэтому для нас важно сохранить контроль над инфраструктурой, которая позволяет нам заниматься нашим бизнесом,— объясняют в компании.