У меня есть хорошее известие для тех, кто в курсе грустной статистики про гибель стартапов.
О том, как и почему малый бизнес терпит большой крах
depositphotos.com

Той, которая утверждает, что в первый год разоряются 50% новых предприятий, а за первую пятилетку - 80%, 90% и даже 95% новичков терпят крах. Цифры здесь отличаются только полётом фантазии авторов.

 

Так вот, на самом деле всё гораздо интереснее.

 

Расхожий мем про 50% и 90%, по некоторым данным, взялся из годовой отчётности 1980-х гг. одной американской деловой ассоциации. Он оказался настолько близок обывательским стереотипам, что пошёл гулять по статьям и книгам, даже не подвергаясь критике. Фактически люди приняли на веру результат ограниченного наблюдения в конкретный период времени.

 

Более строгие статистические измерения рисуют иную картину. Например, Центр развития малого бизнеса при University of Tennessee, который осуществляет многолетний мониторинг состояния дел в малом предпринимательство США, сообщает вот такие цифры.

 

В первый год прекращают работу примерно 25% новых бизнесов, за пять лет - 55%, а за 10 лет - 70%.

 

business-failure

 

Обратите внимание на корректную формулировку прекращают работу. Ведь люди могут выйти из бизнес-проекта не потому, что провалились, а по достижении своих целей, например. Или ввиду изменения жизненных приоритетов. Или по каким-то совсем нефинансовым причинам, типа желания строить политическую карьеру.

 

Но, конечно, самое интересное в отчётах University of Tennessee - анализ выживания бизнесов по отраслям и разбор причин их неудач.

 

Итак, к пятому году жизни прекращают деятельность 63% стартапов в IT, но только 42% новых предприятий в страховом и финансовом деле. И даже сельское хозяйство не столь рискованно, как многим кажется. 56% продолжающих успешно функционировать бизнесов на пятом году работы - это хороший результат.

 

А из причин неудач выделяются три. 46% проектов проваливаются из-за общей некомпетентности начинающих предпринимателей, 30% - из-за слабых управленческих навыков и 11% - из-за незнания того продукта, который ты предлагаешь рынку. Последнее звучит, как фантастика, но на деле это означает либо ошибки в производственном цикле (например, создание избыточных запасов сырья или готовой продукции), либо плохой маркетинг, либо неумение налаживать связи с поставщиками и контрагентами.

 

Кстати, в число самых распространённых причин провала, объединённых в группу Некомпетентность, выделяются неуплата налогов, а также нулевые знания о ценообразовании, управлении финансами и бухгалтерии. Кроме того, многие ухитряются начать бизнес вообще без чёткого плана, по-наполеоновски.

 

Такие вот данные имеются по США. Но, думается, в них нет чисто американской специфики. Ошибки в ценообразовании, рекламе, финансовом планировании не имеют национальных или страновых особенностей. Точно так же, как и некомпетентность, самоуверенность, авантюризм. Кажется, российским бизнесменам-новичкам (а такие остались ещё?) есть смысл присмотреться к чужим граблям и более объективно оценить свои.

 

Ну а вывод прост. Главный враг малого бизнеса - вовсе не Путин/силовики/чиновники. Догадаетесь, кто?

 

a-nalgin.livejournal.com