Бизнес-навигатор выведет предпринимателей к рыночным нишам.
Корпорация МСП укажет путь малому бизнесу
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (корпорация МСП) в июле 2016 года запустит бизнес-навигатор — геоинформационную систему, с помощью которой бизнес сможет точнее выбирать для себя рыночные ниши и места расположения.

 

Как сообщили “Ъ” в корпорации МСП, ведомство подвело итоги конкурса на разработку бизнес-навигатора — геоинформационной системы для поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Разработает его компания «Эверпойнт», а фирма «Аквил» создаст для него портал. Стоимость работ оценена в 44 млн руб.

 

Навигатор призван помочь малым предпринимателям определять рыночные ниши и локации для бизнеса.

Предприниматель сможет, выбрав район города, который его интересует, и один из 75 видов бизнеса, например кафе, автомастерскую или фитнес-центр, получить информацию о предпочтительном месте размещения, о параметрах спроса и предложения, а также готовый бизнес-план с расчетами окупаемости,— рассказали “Ъ” в ведомстве.

Рыночный потенциал выбранного предпринимателем бизнеса будет определяться разницей между платежеспособным спросом и предложением. В качестве индикатора спроса будут использоваться большие объемы данных — данные текущего потребления 200 категорий товаров и 100 видов услуг жителями 76 городов, в которых проживает 60 млн человек. Поставщиками данных для навигатора станут Росстат, «Ромир Панель», 2ГИС. Пока в корпорации не определились с поставщиком геоинформационной базы данных об объектах недвижимости и ценах аренды. Разработчики предполагают, что предприниматель с помощью новинки сможет узнать и о размере ставки по кредитам в местных банках, о госгарантиях для выбранного вида бизнеса, ставках аренды муниципальных и коммерческих помещений.

 

Доступ к навигатору, рассказали в корпорации МСП, будет бесплатным и трехуровневым: незарегистрированные пользователи получат свободный доступ к базовым информационным сервисам, зарегистрированные — доступ к основному объему информации и сервису расчета рыночных ниш (баланса спроса и предложения). Наконец, зарегистрированный в системе предприниматель сможет получить доступ к модулю бизнес-планирования и скачивать бизнес-планы (авторизация будет происходить с использованием единого реестра субъектов МСП).

 

В корпорации намерены запустить навигатор в июле этого года — для 76 городов с населением более 250 тыс. человек. До конца года система заработает в 93 городах с населением от 100 тыс. человек. В 2017 году навигатор будут работать и в более мелких городах — при условии, как говорят разработчики, сбора данных на муниципальном уровне региональными и местными органами власти. Воспользоваться навигатором в течение трех лет смогут, по оценке корпорации, от 600 тыс. до 1,2 млн предпринимателей.

Если навигатор будет доведен до ума, в нем будут нормальные расчеты, будет содержать практичные вещи и учитывать оперативную статистику, то у него есть все шансы стать помощником предпринимателя,— говорит руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков.

Риском невостребованности новации бизнес видит устаревшую статистику — она может привести к искажению данных, в том числе и для бизнес-планов. Еще одна проблема, на которую указывает бизнес,— инертность муниципалетов, в том числе по части сбора данных.

Муниципалитеты уже давно привыкли жить на дотации, поэтому не готовы поддерживать предпринимателей, которые приносят дополнительные налоги в их бюджет, поскольку субсидии федерального центра в таком случае муниципалитетам будут снижены,— отмечает Иван Ефременков.

Дарья Николаева