Закупать у предпринимателей обязали еще 135 региональных компаний.
Малому бизнесу увеличили число заказчиков
Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Правительство расширяет число компаний, закупки которых для малого бизнеса будет контролировать государство. В пятницу Дмитрий Медведев утвердил перечень из 135 региональных компаний, выручка у которых превышает 2 млрд руб. в год. Их планы по закупкам у малого бизнеса с 1 мая будут мониторить региональные власти. Речь идет о хозяйственных обществах, ГУПах и МУПах, в уставном капитале которых доля участия региона или муниципалитета превышает 50%. В перечне представлены компании из 44 регионов, больше всего из Татарстана (десять компаний), Москвы (девять) и Московской области (девять). Доля их закупок у малого бизнеса должна быть не менее 10%. Перечисленные компании-заказчики, по оценке чиновников, в этом году должны закупить продукции у малого бизнеса на 59 млрд руб.

 

Это уже второй перечень компаний, закупки которых для малого бизнеса контролирует государство. С декабря 2015 года Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (корпорация МСП) уже мониторит планы закупок 35 крупнейших госкомпаний, среди которых РЖД, «Газпром», «Роснефть», «Аэрофлот», «Ростелеком». По данным корпорации МСП, эта деятельность вполне успешна. В первом квартале этого года общий объем закупок у малого бизнеса составил 245,2 млрд руб.— еженедельный прирост ведомство Александра Бравермана оценивает в 9 млрд руб. Средняя доля прямых закупок у малого бизнеса уже составила 24,3 %, что превышает норматив в 2,4 раза. К 2018 году корпорация МСП планирует увеличить долю закупок крупнейшими компаниями у МСП с 18% (общая квота, в том числе 10% — прямые закупки) до 25%.

 

Впрочем, пока предприниматели отмечают, что в условиях отсутствие реестра субъектов МСП (по поручению президента он должен быть создан до 1 октября 2015 года, но де-факто будет запущен только в августе 2016 года), информационное взаимодействие между крупным бизнесом и малым пока очень слабое. «У крупного бизнеса пока нет понимания, куда обращаться для закупок у МСП, а малый бизнес, особенно в регионах, не понимает, что же нужно крупным заказчикам»,— заявили “Ъ” в «Деловой России». Пока же программы партнерства, участие в которых подтверждало бы статус субъектов МСП как надежного поставщика, носят в большинстве своем декларативный характер, отмечают в бизнес-ассоциации.

Дарья Николаева