Пустые рестораны, огородничество, снижение потребления.
Как высокие расходы на еду сказываются на экономике
Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Россияне тратят на продукты питания 50,1% зарплаты, показал мониторинг Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Ещё два года назад показатель был на 3% ниже. «Секрет» рассказывает, как расходы на еду отражают экономическую ситуацию в стране.

 

Почти Нигерия

 

Меньше всего денег на еду уходит у американцев. Согласно данным Службы экономических исследований при Министерстве сельского хозяйства США в 2014 году они потратили на питание дома 6,5% дохода и 4,5% — на походы в рестораны и кафе.

 

В европейских странах на продукты меньше всего тратят в Люксембурге — всего 10,1% от доходов, учитывая расходы на алкоголь и табак (данные «РИА Рейтинга» за 2015 год). В Европе самый большой процент дохода уходит на еду у украинцев: около 56,5%. Это практически уровень Нигерии — в 2014 году там отдавали на пропитание 56,6% дохода.

 

Плохое настроение

 

Если люди тратят на продукты большую часть семейного бюджета, они начинают сокращать расходы по другим статьям. Мониторинг РАНХиГС показывает, что в 2016 году доля расходов россиян на отдых и развлечения сократилась на 0,2% по сравнению с предыдущим годом. Чаще всего людям приходится отказываться от путешествий и крупных покупок. Это портит настроение. Так, из-за отказа от отпуска прошлым летом индекс потребительского доверия в России не показал привычного роста. Традиционный «послеотпускной эффект» — повышение финансовой уверенности и готовность тратить деньги — не проявился у россиян впервые за десять лет, отметили исследователи компании Nielsen.

 

Едим дома

 

В странах, где население тратит на продукты питания большой процент своих заработков, люди редко ходят в общепит. Россияне оставляют в ресторанах лишь 3,6% дохода, по данным за 2015 год. Среди европейцев чаще всего в рестораны ходят жители Швейцарии, оставляя там 10,6% семейного дохода. При этом доля расходов на питание дома у них составляет 11,8%.

Читать далее