Долгосрочные стратегии, разработкой которых занимались советы, не работают.
Члены советов директоров российских компаний все чаще выходят в поля
А. Таранин

В этом году компания PwC опросила 127 членов советов директоров российских компаний. Более трети респондентов (38%) констатировали, что предыдущий 2015 год сопровождался серьезными переменами в их компаниях, и почти столько же директоров (35%) указали на то, что их компании столкнулись с серьезными трудностями. В нынешней ситуации, по мнению большинства (51%), компаниям важнее всего краткосрочные приоритеты, которые берут верх над среднесрочными и долгосрочными. И краткосрочные меры вредят стратегическим планам. Более четверти (27%) членов советов директоров уверены, что менеджмент реализует тактические меры в ущерб стратегическим интересам.

 

Горизонты планирования сузились: почти три четверти советов директоров российских компаний ориентируются на период не более трех лет (а 28% – и вовсе на год). Лишь 6% советов директоров обсуждают стратегию на ближайшие 5–10 лет и более (по сравнению с 58% советов директоров американских компаний). И только 6% опрошенных директоров абсолютно уверены в том, что их компании способны достичь стратегических целей. Неудивительно, что 83% компаний либо пересмотрели стратегии за последние 12 месяцев, либо задумались об этом сейчас.

 

От анализа к операционному руководству

 

За последние 12 месяцев лишь 5% советов директоров ничего не изменили в стратегии развития. Однако большинство ограничилось анализом: 59% директоров анализировали долгосрочные экономические и геополитические тренды. Однако большое число директоров пошло дальше: 50% постарались найти сценарии развития, альтернативные тем, которые были предложены топ-менеджментом, а 39% даже провели встречи с ключевыми поставщиками и заказчиками компаний, чтобы понять, что можно улучшить в бизнесе. Раньше советы директоров российских компаний гораздо меньше вникали в операционную деятельность, но в кризис им пришлось активизироваться, чтобы держать руку на пульсе, говорит Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России.

 

Обычно член совета директоров приходит на заседание раз в квартал, слушает доклады менеджмента и уходит, отмечает Игорь Розанов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров. Если теперь он начнет встречаться с поставщиками и постоянно общаться с менеджментом, это пойдет на пользу и ему, и компании. На самом деле советы должны помогать менеджменту принимать тактические решения, рассказывает Розанов.

На Западе советы директоров уже давно принимают активное участие в операционной деятельности компаний. Мы лишь догоняем общемировой тренд, – объясняет Лотаков.

Исследователи выяснили также, что 24% директоров считают главной угрозой для бизнеса геополитическую нестабильность, еще 24% опасаются изменений в расходах и поведении покупателей, а 17% озабочены чрезмерным госрегулированием.

Читать далее