Компании смогут участвовать в спорах и получить отсрочку уплаты налогов.
ФНС упрощает процедуру обжалования действий налоговиков
М. Стулов / Ведомости

Госдума одобрила во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, упрощающие процедуру обязательного обжалования действий налоговиков. Система досудебного регулирования введена еще в 2012 г. Компания может обжаловать результаты проверки в территориальных управлениях, а затем подать апелляцию в центральный аппарат ФНС.

 

 

Но приглашать компанию на апелляционное обжалование налоговики сейчас не обязаны – она может только представить дополнительные доказательства. Участие предусмотрено, только если центральный аппарат нашел противоречия в материалах жалобы и предоставленных компанией сведениях. Процедура предельно проста, говорит федеральный чиновник: жалобу рассматривают без вызова инспекции, налоговый орган просто «пересматривает» материалы и выносит решение. Но число жалоб не позволяло рассматривать их с привлечением компаний, объясняет он: был риск не справиться со всеми делами.

 

Поправки также помогут компании отсрочить уплату налогов по претензиям на время их досудебного обжалования. Для этого они смогут представить банковскую гарантию на сумму недоимки. Сейчас отсрочка тоже возможна, но норма очень редко использовалась, признает чиновник, – из-за риска банкротства компании и вывода средств. Банковская гарантия снимает риски, заключает он. Такой механизм уже действует в судах, говорит партнер Deloitte Раиса Алексахина. Но банковские гарантии стоят дорого, и если компания не сможет отстоять интересы при рассмотрении апелляционной жалобы, то понесет лишние расходы, отмечает она. Инструмент может заинтересовать компании, связанные с сезонным производством: если им доначислили крупную сумму налогов и штраф, выгоднее отсрочить платеж, считает старший юрист «Щекин и партнеры» Виктор Андреев.

 

Механизмы внесудебного урегулирования показывают свою эффективность, говорит замруководителя ФНС Сергей Аракелов, – число жалоб ежегодно сокращается на 5–10%. По статистике ФНС, в 2015 г. таких жалоб в службу поступило почти на 2000 меньше, чем в 2014 г., – 45 272 (см. график). В среднем ежегодно из них удовлетворяется около 40%, рассказывает чиновник, – в 2015 г. компаниям удалось оспорить 33,8% претензий. Сократилось и число судебных споров с компаниями, говорит Аракелов: в I квартале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. их стало меньше в 4 раза – около 3000 дел. В пользу ФНС в 2015 г. было взыскано 79% сумм всех рассмотренных требований, заявлял ранее руководитель ФНС Михаил Мишустин. С введением поправок число споров еще больше сократится, считает Аракелов, а налоговые органы смогут более тщательно разобраться во всех противоречиях в документах, объективно реагировать на доводы компаний.

Читать далее