Социолог Михаил Поздняков о том, как освободить ФАС от лишнего контроля за закупками.
Чем больше требований, тем больше жалоб
А. Гордеев / Ведомости

Объем закупок для государственных и муниципальных нужд в прошлом году составил 6,3 трлн руб. Это колоссальный объем ресурсов, и при обсуждении проблем регулирования в этой сфере на первом месте оказываются вопросы предупреждения коррупции. Законодатель исходит из необходимости ужесточения и усиления контроля над вороватыми заказчиками, которые только и думают, что про откаты, и выбирают «своих» поставщиков. И федеральный закон 44-ФЗ, который регулирует эту сферу сегодня, и особенно его предшественник 94-ФЗ исходили из презумпции виновности и непорядочности заказчиков – директоров школ, больниц, детсадов – и одновременно непорядочности поставщиков-предпринимателей. При этом предполагалась объективность и беспристрастность контролеров из Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

 

Для успешного предупреждения коррупции в этой сфере законодатель детально и подробно регламентирует требования к различным процедурам проведения торгов. На первый взгляд все достаточно логично. Детализация и повышение требований к процедуре является важнейшим условием, препятствующим злоупотреблениям. Усложнение процедуры требует повышения контроля над ее соблюдением. Но чем больше требований, тем больше вероятность их нарушить непреднамеренно, по случайности. При этом недобросовестные заказчики могут использовать процедурные сложности для устранения нежелательных поставщиков. Чем сильнее регламентация, тем проще манипулировать отдельными положениями закона. Соответственно, увеличивается возможность для всех участников обнаруживать нарушения и оспаривать итоги конкурсов и торгов именно из-за нарушения процедуры.

 

ФАС в рутинном режиме реагирует на жалобы. Какие-то жалобы подтверждаются, какие-то нет. При этом чем больше участников, тем потенциально больше жалоб будет подано (большее количество проигравших). В результате основные силы ФАС по контролю над госзакупками сосредоточены на делах с наибольшей конкуренцией, а это, как правило, мелкий бизнес. Игроков, готовых бороться за крупные контракты в десятки и сотни миллионов рублей, гораздо меньше, чем тех, кто готов участвовать в ремонте школы или обеспечивать больницу канцелярскими товарами. В результате значительная часть ресурсов ФАС тратится на работу с жалобами по относительно небольшим делам. В то же время всегда необходимо соотносить издержки от контроля и издержки, которые возникают из-за отсутствия контроля.

 

Измерить уровень конфликтности разных категорий дел можно, изучив базу арбитражных дел, в которых обжаловались решения ФАС, связанные с применением законодательства о государственных муниципальных закупках. После того как жалоба была подана и принята к рассмотрению, территориальный орган ФАС разбирается и принимает какое-то решение. Вне зависимости от итога – удовлетворение или отказ – каждый заинтересованный участник может далее обжаловать это решение в суде.

Читать далее