Совладелец "Юлмарта" Дмитрий Костыгин предложил президенту Владимиру Путину построить единую электронную платформу для экспорта российских товаров на базе инфраструктуры онлайн-ритейлера.
Компания «Юлмарт» готова стать российской Alibaba
Евгений Павленко / Коммерсантъ

В случае одобрения проекта "Юлмарт" рассчитывает на помощь правительства в его реализации. Только в привлечение зарубежной аудитории придется инвестировать сотни миллионов долларов, предупреждают эксперты.

 

Совладелец и глава совета директоров онлайн-ритейлера "Юлмарт" Дмитрий Костыгин обратился к Владимиру Путину с просьбой привлечь компанию "к деятельности создаваемого проектного офиса в части развития и поддержки системы и глобальной инфраструктуры электронной торговли российскими товарами", следует из его письма (копия есть у "Ъ"). Создание на собственной технологической основе национального ритейлера электронной торговли — столь же знаковый признак современной развитой державы, как национальные авиаперевозчики, указывает господин Костыгин. По его мнению, проект должен строиться на базе "развитой, современной российской компании, уже способной конкурировать с такими компаниями, как Alibaba или Amazon". На письме стоит резолюция президента с поручением "рассмотреть и доложить" вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

 

О необходимости создания интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж Владимир Путин заявил в декабре прошлого года, выступая перед Федеральным собранием. Как ранее сообщал "Ъ", Минэкономики разработало проект русской Alibaba — интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж. Для этого правительство выберет российскую компанию-агрегатора, которая должна будет продвигать отечественную продукцию как самостоятельно, так и на китайских AliExpress и JD и американских eBay и Amazon.

 

Поручение по итогам письма было и "прорабатывается в установленном порядке", подтвердила "Ъ" пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина. Представители "Юлмарта" участвуют в заседаниях межведомственной рабочей группы при Минэкономики по содействию экспорту путем развития электронной торговли, сообщила представитель министерства Елена Лашкина. Срок исполнения поручения президента о расширении возможностей реализации отечественных товаров на международных рынках в сфере электронной торговли — 1 июня 2016 года, уточняет она.

 

Согласно стратегии "Юлмарта", для создания единой платформы для российских предпринимателей надо объединить три основных компонента: электронную витрину, систему исполнения заказов и платежно-финансовую систему. В компании рассчитывают, что в случае одобрения проекта правительство предоставит "Юлмарту" статус участника внешнеэкономической деятельности, поможет в договоренностях с "Почтой России" и Сбербанком, введет упрощенный и ускоренный таможенный режим, окажет коммуникационную поддержку проекту.

 

Сейчас "Юлмарт" насчитывает более 400 пунктов выдачи заказов более чем в 200 городах России. По собственным данным, в 2015 году объем продаж составил 61 млрд руб., EBITDA компании "слабоположительная", кредиторская задолженность — 2,5 млрд руб. В 2016 году продажи превысят 70 млрд руб., ожидают в компании.

 

Основной вопрос проекта — в концепции, считает экс-гендиректор JD.ru по логистике и сервисам Алекс Васильев. По его мнению, логично сделать платформу, которая будет интегрирована в мировые площадки-маркетплейсы: Tmall и JD.com в Китае, eBay и Amazon в США и Европе.

Такие агрегаторы, позволяющие размещать товар через единое окно и управлять им, есть — например, Lengow или Neteven. В похожий сервис NetDespatch инвестировала британская почта Royal Mail. Строить же свою площадку, которая будет торговать по миру,— это утопия, маркетинг все убьет,— категоричен он.

Привлечение одного клиента в интернете стоит $30-40, а чтобы платформа была сколько-нибудь серьезной, нужно около 50 млн клиентов, то есть только в привлечение придется инвестировать $1,5-2 млрд, оценивает господин Васильев.

Кроме того, на китайских платформах десятки миллионов товарных позиций, у наших же — пара сотен тысяч,— напоминает эксперт.