Это прогноз аналитиков «Невафильм Research».
Доля русского кино вырастет впервые за несколько лет
Кадр из фильма «Викинг»

Доля российского кино в этом году вырастет, хотя вряд ли превысит 20%, говорит старший аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева. Это произойдет за счет сильных российских премьер («Экипаж», «Дуэлянт» и «Викинг»), а также благодаря субсидиям государственного Фонда кино на реконструкцию сотен муниципальных кинотеатров, пишут аналитики этой компании в отчете по рынку кинопроката за март. По условиям фонда реконструированные кинотеатры должны в течение трех лет не менее половины сеансов отдавать российским картинам. Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев говорит, что в середине апреля прогнозировать годовую долю крайне сложно:

Сейчас нужно делать так, чтобы каждый фильм отработал по максимуму.

Доля отечественных фильмов в прокате – очень важный вопрос для чиновников, отвечающих за кино. Им не нравится, что русское кино проигрывает в популярности у зрителей голливудским блокбастерам. Если в 2008 г. на отечественные картины приходился каждый четвертый рубль в прокате, то пять лет спустя – уже вдвое меньше. В 2013 г. доля русского кино (по числу зрителей) резко выросла – до 18,2%, а в 2014–2015 гг. оставалась на уровне 18%. Таковы данные Фонда кино. «Невафильм Research» указывает, что в последние два года эта доля падала: в 2013 г. на отечественные фильмы пришлось 18,8% проданных билетов, в 2014 г. – 18,7%, в 2015 г. – лишь 17,3%.

 

Последние шесть лет чиновники активно обсуждают административные меры по повышению этой доли. Депутаты Госдумы несколько раз предлагали ввести прямое ограничение числа сеансов голливудских фильмов в кинотеатрах. Прежде об этом же говорил и министр культуры Владимир Мединский. Против этого резко возражали не только сами кинотеатры и прокатчики, но и многие российские продюсеры и режиссеры. Поэтому пока министерство ограничилось тем, что теперь у его чиновников есть право отказать в выдаче прокатного удостоверения фильму, если его сроки проката совпадают с другой картиной похожей тематики, жанра или рассчитанной на ту же целевую аудиторию. Прежде представители Минкультуры объясняли, что намерены отказывать в прокатных удостоверениях большим голливудским картинам, которые выходят в прокат в одни и те же сроки с важными российскими проектами.

 

С другой стороны, чиновники увеличивают поддержку российскому кино. Так, размер субсидии из федерального бюджета на создание массовых фильмов остался в 2016 г. таким же, как и в прошлом, – 3 млрд руб. (эти деньги распределяет Фонд кино), но в этом году продюсеры получат эти деньги полностью безвозмездно. Прежде 40% субсидии продюсеры получали на свои проекты с условием 100%-ного возврата средств. Такая единоразовая льгота для киноиндустрии связана с тем, что 2016 год объявлен годом российского кино.

 

Кроме того, в конце прошлого года Фонд кино провел первый конкурс среди муниципальных кинотеатров на получение субсидии, предназначенной для переоборудования зала, покупки цифрового проектора и т. д. Большая часть муниципальных кинотеатров до сих пор работает с пленочными проекторами, хотя практически все новые картины в прокате сейчас распространяются на цифровых копиях. Прокат фильмов в таких залах совершенно нерегулярен, многие из них не попадают под определение современного кинотеатра и не учитываются аналитиками.

 

Всего до конца этого года фонд выделит на переоборудование кинотеатров 2,1 млрд руб., из них 700 млн руб. уже распределено в 2015 г. За счет этого к 2017 г. в стране должно появиться около 300 новых современных кинозалов.

Читать далее