Отсутствие интереса инвесторов к аэропортам отдаленных регионов вынуждает местные власти самим предлагать способы их развития.
В Коми хотят включить аэропорт Воркуты в состав федерального казенного предприятия
Владимир Юрлов / Коммерсантъ

Реконструкция аэропортового комплекса Воркуты может быть ускорена за счет включения его в состав федерального казенного предприятия (ФКП) "Аэропорт Амдерма" (Ненецкий АО), сообщил "Ъ" врио главы Республики Коми Сергей Гапликов по итогам расширенного заседания коллегии Минтранса РФ. Аэропорт Воркуты (42,5 тыс. пассажиров в 2015 году) предложено передать в федеральную собственность, поскольку аэродромы совместного базирования не могут находиться в собственности регионов. По мнению господина Гапликова, объединение арктических аэропортовых комплексов позволит провести реконструкцию воркутинского аэропорта быстрее на несколько лет. В планах республики на 2016-2018 годы стояли развитие межрегионального авиасообщения и укрепление позиций на рынке региональной авиакомпании "Комиавиатранс" и выход ее на безубыточность.

 

В Минэкономики "Ъ" сообщили, что министерство внесло в правительство новую редакцию ФЦП "Развитие транспортной системы России" на 2010-2020 годы, в которой предусмотрена реконструкция аэропортов Республики Коми в Воркуте, Ухте и Усинске на сумму около 4 млрд руб. Начать проекты планируется лишь с 2020 года, в бюджете этого года денег на эти цели не предусмотрено.

 

В аэропортовом секторе ФКП существуют с 2007 года в рамках формирования в РФ "опорной сети" аэропортов (аэродромов). Механизм предусматривает господдержку для сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры труднодоступных территорий, в том числе на Крайнем Севере. В 2015 году Росавиация выделила 3,4 млрд руб. субсидий семи существующим ФКП (более 50 аэропортов регионального и местного значения), в том числе и "Аэропорт Амдерма". В 2015 году ФКП обслужили 316 тыс. пассажиров. Количество самолето-вылетов — 23,2 тыс. (на 7% ниже плана), число сотрудников — 3,6 тыс. человек.

 

В Минтрансе запрос "Ъ" перенаправили в Росавиацию, там ответа не дали. В опрошенных "Ъ" крупнейших региональных аэропортовых холдингах ситуацию не прокомментировали. Источник "Ъ" в отрасли заметил, что развитие аэропортового бизнеса всегда опирается на базовый спрос — пассажиропоток, который генерирует обслуживаемая территория. В российских реалиях, считает он, говорить об операционной прибыли можно при наличии потока от 1 млн пассажиров. Поэтому, по его словам, аэропорты труднодоступных регионов скорее относятся к социальным проектам и участие в них частного бизнеса "маловероятно". Другой источник "Ъ", близкий к ситуации, отметил, что возможна ситуация, когда интерес к развитию таких аэропортов возникает у крупного ресурсного бизнеса для поддержания или развития своей основной деятельности на территории. Яркий пример — аэропорт Норильска (основной инвестор региона "Норникель") или Сабетта (регион работы проекта НОВАТЭКа "Ямал СПГ"). Но в этом случае, замечает источник "Ъ", развитие аэропорта является не бизнес-проектом, а относится к "затратам" в рамках ключевого бизнеса.

 

"С учетом географического положения целесообразно было бы осваивать экономику региона во многих местах вахтовым методом",— замечает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Тогда, по его словам, интегральные расходы будут ниже, а в аэропортах появится устойчивый пассажиропоток вахтовых сотрудников, что позволило бы существовать не за счет госдотаций, а за счет бизнеса.

 

Дарья Шучалина, Сыктывкар; Елизавета Кузнецова