Почти половина прироста пришлась на «Мегафон».
Рост числа сотовых абонентов в России ускорился вдвое
С. Портер / Ведомости

В 2015 г. абонентские базы российских сотовых операторов увеличились более чем на 11,6 млн подписчиков. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Из расчетов «ТМТ консалтинга» и данных сотовых компаний следует, что сильнее всего (на 5,1 млн активных sim-карт) выросла абонентская база «Мегафона». МТС, «Вымпелком» и «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) прибавили соответственно по 2,7 млн, 2,6 млн и 2,2 млн абонентов. Судя по всему, по чистому приросту абонентской базы 2015 год стал рекордным за последние пять лет, полагает Анкилов.

 

Правда, в 2013 г. прирост сотовых абонентов в России (по количеству активных sim-карт) был больше – 12,9 млн абонентов, следует из отчетности сотовых операторов, данных «ТМТ консалтинга» и AC&M-Consulting. Но в том году МТС как раз переходила с шестимесячного формата учета активных абонентов на трехмесячный. В результате скорректированная абонентская база оператора по итогам года (69,4 млн подписчиков) оказалась почти на 6 млн меньше, чем годом ранее, объясняет Анкилов. С учетом этого в 2013 г. число абонентов выросло только на 7 млн, утверждает он.

 

По данным Анкилова, в 2014 г. чистый прирост количества сотовых абонентов в России составил всего 3,5 млн. Тогда лидером по приросту была МТС (5,2 млн подписчиков), а «Мегафон» подключил 1,6 млн абонентов. Общий прирост был крайне невелик потому, что у «Т2 РТК холдинга», объединившего сотовые активы «Ростелекома» и Tele2, по итогам 2014 г. оказалось на 3,4 млн абонентов меньше, чем обслуживали обе компании вместе до объединения, объясняет Анкилов.

 

2015 год оказался рекордным за последние пять лет не только по чистому приросту абонентских баз, но и по снижению темпов роста выручки операторов, говорит Анкилов. С тех пор как в 2011 г. доходы российского сотового рынка выросли на 8,5% до 810 млрд руб., темпы роста доходов только снижались: в 2015 г. выручка увеличилась всего на 0,5% до 959 млрд руб., замечает он. Наибольший вклад в замедление темпов роста внесла Tele2 – у компании много GSM-сетей, выручка от голосовой связи в которых падает, а количество абонентов в ее новых сетях 3G и LTE пока не может компенсировать это падение, рассуждает Анкилов. К тому же из-за выхода Tele2 в Москву другие операторы были вынуждены скорректировать свои тарифы, что привело к общему сокращению доходов, говорит он.

 

Причин у рекордного прошлогоднего прироста абонентских баз несколько: рост абонентской базы Tele2, связанный, в частности, с ее выходом в Москву в октябре 2015 г. (на конец 2015 г. ее абонентская база в столице составила 1,27 млн sim-карт), а также сокращение оттока абонентов «Вымпелкома». Кроме того, на ускорение прироста могло повлиять возобновление продаж контрактов «Мегафона» и «Вымпелкома» в «Связном» весной 2015 г., не исключает он.

Читать далее