Экономист Наталья Зубаревич о том, какие расходы оптимизируют федеральный и региональные бюджеты.
Уроки бюджетной экономии
Олег Харсеев / Коммерсантъ

Все прогнозы развития России в ближайшие два года негативны – продолжение спада или стагнация на более низком уровне. Расхождения только в том, когда у российских властей закончатся деньги, накопленные в двух фондах, – в 2017 г. или удастся продержаться до президентских выборов?

 

Гадать не имеет смысла, но можно сменить ракурс с федерального на региональный в поисках ответа. В регионах бюджетный кризис начался значительно раньше – с 2013 г., выкручиваться приходится четвертый год подряд. Федеральный бюджет стал сильно дефицитным только в 2015 г. Понятно, что два уровня бюджетов не похожи ни по структуре доходов (федеральный наполовину обеспечивается поступлениями от нефти и газа), ни по структуре расходов (региональные бюджеты намного более социальные). Но модели принятия решений вряд ли сильно различаются – в одной стране живем.

 

Как показали три прошедших года, можно жить и с большим дефицитом бюджета, и с растущим долгом. Долг регионов и муниципалитетов на начало 2016 г. достиг 2,66 трлн руб., хотя темпы роста замедлились – только на 11% за 2015 г. В 50 регионах долг превысил половину налоговых и неналоговых доходов бюджетов (без учета трансфертов), еще в трех – 100%, а в Мордовии достиг фантастических 165% при дефиците бюджета в 23%. Тем не менее республика жива. Конечно, Российской Федерации труднее занимать, чем Мордовии, но если сильно постараться, то получится.

 

 

Проблема дефицита бюджетов регионов и муниципалитетов также трехлетняя, это следствие выполнения зарплатных указов. В 2013 г. дефицит имели 77 регионов, в 2014 г. – 75, в 2015 г. – 76. Однако суммарный дефицит бюджетов сокращался, отчасти из-за Москвы, которая закончила 2015 год с огромным профицитом в 144 млрд руб., порубив расходы бюджета на 5% при росте доходов на 8%. Более корректно сравнивать дефицит бюджетов только тех регионов, которые его имели: в 2013 г. – 669 млрд руб., в 2014 г. – 524 млрд руб., в 2015 г. – 370 млрд руб. Масштабы проблемы уменьшаются, но на адаптацию требуется время.

 

До стабилизации очень далеко, но движение шло в эту сторону. Причин две. Менее значимая – рост доходов бюджетов регионов. В 2015 г. доходы выросли на 6% в номинальном выражении, и вовсе не за счет федеральной помощи. Трансферты регионам не растут два последних года (без учета Крыма), а с 2011 по 2013 г. они сокращались. Рост обеспечен поступлениями налога на прибыль (на 7%), основные плательщики которого – крупные экспортные компании и банки, а также налога на имущество (на 12%), в котором также максимальна доля платежей крупного бизнеса. В России нет повсеместного кризиса промышленности, прибыльными остаются экспортные отрасли, пищевая промышленность и др. Спад производства охватил только 36 регионов, хотя в обрабатывающих отраслях ситуация хуже – спад в 43 регионах. Главный для региональных бюджетов налог – на доходы физических лиц – рос медленнее (на 5%), но все же он рос.

Читать далее