Ну и что же тут криминального?
Музыка моей души: Как караоке-клубы зарабатывают на атмосфере праздника
Marcus Clackson / Getty Images

Воскресенье — самый сложный день для владельца караоке. Илиодор Марач открыл за свою жизнь пять караоке, два из них работают до сих пор («Истерика» и «Прожектор»). Каждое воскресенье он решает проблемы, которые возникли после безудержного веселья в пятницу и субботу: кто-то получил в лицо, кому-то угрожали огнестрелом, чьей-то девушке сделали неуместный комплимент.

 

Марача не удивишь новостями с Breakingmad: «Ульяновец раскритиковал пение девушки в караоке и получил травму головы».

Караоке — самый конфликтный бизнес в индустрии развлечений в Москве. Ни в ночных клубах, ни в стриптизах, ни в ресторанах не бывает столько драк, — рассуждает он. — Люди приходят сюда активно выпивать и хвастаться своими талантами. Факторов, которые могут их разозлить, много: очередь на исполнение песни, плохое пение других. Или ещё был случай в моей практике — один генерал подрался с ребятами, исполнявшими композицию на греческом языке. Подошёл к ним и заявил: Вы что, не патриоты? Вам русских песен мало? Закончилось дракой.

Марач занимается караоке с 2000 года и обещает не открывать больше ни одного подобного заведения — слишком тяжёлый и неприятный бизнес. Простому москвичу, а не владельцу бара, неприятным в караоке может показаться в первую очередь ценник: средний депозит за столик в столичном караоке — 20 000 рублей.

 

«Секрет» разобрался, как устроен рынок караоке в Москве и почему жители столицы продолжают оставлять половину зарплаты за возможность спеть на публике «Рюмку водки на столе».

 

Какими бывают караоке

 

Караоке «Ян-Пен» на Покровке, открывшееся в 1998 году, — один из первых типичных азиатских караоке-клубов в столице. В нём несколько небольших комнат, арендуемых разными компаниями. Стоимость аренды комнаты на восемь человек здесь обойдётся в 900 рублей в час, на 15 человек — 1500 рублей. В пятницу и субботу дополнительно взимается депозит — 5000 и 10 000 рублей с комнаты соответственно. Количество азиатских караоке в Москве уступает числу заведений американского типа, где гости выстраиваются в очередь, чтобы публично выступить на сцене перед другими посетителями.

 

Найти караоке можно едва ли не в каждом втором столичном заведении, однако в большинстве случаев это рестораны, купившие недорогое оборудование для дополнительного развлечения гостей. Настоящие караоке-бары — это совсем другой бизнес.

Купить машинку для караоке за миллион — ещё не значит открыть караоке, — говорит креативный директор ивент-маркетингового агентства SmartMotion Алёна Даймонд.

По её оценке, вложения в полноценное караоке составляют от 4 до 20 млн рублей и выше. Одно оборудование сейчас стоит от 4 млн рублей.

 

Полноценных караоке в столице около 500. Среди них есть недорогие клубы, где средний чек едва превышает 1000 рублей, но основная часть рынка — премиум-заведения с депозитом от 15 000 до 250 000 рублей за стол. К таким клубам относятся караоке «Джельсомино», «Облака», Who is Who, Voice, Dorffman, «Лепс». За столом за 25 000 — 30 000 рублей может сидеть восемь-десять человек. Стоимость стола зависит от класса заведения и дня недели. Недорогие заведения в основном находятся за пределами центра города. В пятницу и субботу депозит есть всегда, а в будние дни каждое заведение определяет свои условия. По оценкам Алёны Даймонд, в зависимости от сезона оборот премиального заведения в среднем составляет 5–12 млн рублей в месяц. Иногда везёт — и 4 млн рублей можно заработать за ночь благодаря широкой русской душе.

 

Главные дни работы караоке — пятница, суббота и иногда четверг. Редкие заведения зарабатывают что-то и в другие дни. В караоке люди приходят поздно, иногда поужинав и выпив до этого дома или в ресторане, и сидят до утра. Чтобы покрыть затраты на аренду, электричество, кухню, работающий в ночную смену персонал, звукорежиссёра, а также музыкальную группу, выступающую в перерывах, нужно как можно больше заработать с ограниченного числа посетителей за ограниченное время. В рентабельных ресторанах 900—1500% наценки — это привычное дело, считает Даймонд:

Вы можете прийти в ресторан и взять 100 г фруктов за 400 рублей, но в караоке за эти же фрукты, скорее всего, оставите 2500 рублей.

Помимо депозита посетителю караоке довольно часто предлагают оплатить исполнение песни — 500 рублей. За дополнительные 3000–5000 рублей можно спеть без очереди.

 

В кризис караоке стали зарабатывать немного меньше. В премиум-сегменте средний чек снизился на 10–20%, в кафе-караоке «Лубянка», где депозит составляет 1000 рублей с человека, один посетитель в среднем стал тратить на 35% меньше.

Но количество людей особо не изменилось. Я бываю в других караоке, и, конечно, там слишком дорого. У нас приемлемые цены, что сейчас позволяет конкурировать с соседями, где депозиты по 15 000 — 30 000 рублей за стол, — рассуждает менеджер кафе «Лубянка» Кристина.

Читать далее