Подготовлена концепция "русской Alibaba".
Создан проект единого интернет-магазина российских товаров
Евгений Павленко / Коммерсантъ

В распоряжении "Ъ" оказался подготовленный Минэкономики проект "Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках". Документ описывает создание "единой среды экспортера", объединяющей в системное решение "продвиженческие, таможенные, логистические, информационные, платежные, кредитные, страховые и иные сервисы, необходимые для реализации товаров посредством электронной торговли на экспорт и внутри страны".

 

Краеугольным камнем концепции является компания-агрегатор, интернет-площадка, которая станет "одним окном" для выхода российских производителей на мировые рынки. В качестве примера таких российских компаний-агрегаторов в документе приводятся "Яндекс.Маркет", "Юлмарт" и Wikimart. Сразу же в концепции оговаривается: российские площадки осуществляют интеграцию с крупнейшими зарубежными электронными площадками, например AliExpress, Amazon, eBay, JD.com и иными, "в целях продвижения российских товаров на международные рынки".

 

Согласно документу, за формирование пула экспортеров будет отвечать Российский экспортный центр (РЭЦ), он же будет оказывать помощь в стандартизации и сертификации продукции, после чего "направлять" экспортеров к агрегатору.

 

 

На площадке агрегатора у экспортеров будет свой личный кабинет с функционалом для принятия и исполнения заказов, оплаты и логистики товаров, предъявления претензий и т. п. Деньги от реализации товара, поступят на счет агрегатора в банке для прохождения процедур валютного контроля и уплаты соответствующих налогов и сборов. Кроме того, площадка сможет выполнять функцию налогового агента. Такой подход сможет обеспечить бесперебойное получение выручки экспортерами, а также пополнение всех уровней бюджетов РФ, повысив эффективность администрирования, говорится в концепции.

 

Имея доступ в "личный кабинет", экспортер получит возможность кредитной, страховой и гарантийной поддержки ЭКСАР, Росэксимбанка (перейдет под контроль РЭЦ) либо других организаций, которые подключит агрегатор. Концепция предлагает обязать площадку при заключении договора с экспортером "аккумулировать страховой взнос" — он может потребоваться для урегулирования споров с покупателями-иностранцами. Здесь также предлагается участие Росэксимбанка. При этом экспортеров предлагается избавить от прямого участия в спорах: агрегаторам будет предложено создать площадку для разрешения споров по примеру AliExpress.

 

По данным Минэкономики, в России 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, около 16 тыс. из них являются экспортерами, что составляет всего 0,28%. Объем российского экспорта — $497,8 млрд. Объем рынка интернет-ритейла в России в 2015 году составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента — 160 млрд руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах), оценивала Data Insight.

 

"Яндекс.Маркет" как площадка может быть использован для экспорта товаров за рубеж так же, как сейчас используется магазинами для продаж внутри России, однако есть и другие варианты площадок, сообщил руководитель сервиса Павел Алешин. "Сейчас гораздо важнее проработать удобные для бизнеса механизмы экспорта",— сказал он. В пресс-службе "Юлмарта" затруднились оценить инвестиции в проект, поскольку не так давно подключились к инициативе. Во второй половине 2016 года "Юлмарт" намерен запустить на собственной площадке продажу товаров за рубеж. ""Юлмарт" готов стать стратегическим партнером государства по созданию и развитию глобальной инфраструктуры для торговли российскими товарами на мировом рынке",— сообщили в компании.

 

 

Гендиректор Wikimart Андрей Кленин поддерживает инициативу, напоминая, что Wikimart с 2014 года имеет магазин на eBay и с 2015 года — на AliExpress. "Единой среды экспортера нет, ее надо разрабатывать, это, безусловно, потребует серьезных инвестиций со стороны участников проекта, также потребуется помощь в подключении всех компаний, которые обладают экспортным потенциалом. При наличии определенного административного ресурса это решить можно",— сказал он. По его словам, платформа должна подключать к себе любые компании — логистические, страховые, банковские.

 

Создание агрегатора с ноля потребует не менее года, в то же время подобные инструменты уже созданы в России — например, есть действующий маркетплейс Ассоциации компаний интернет-торговли, отмечает директор ABK China Services Иван Синицын. Консолидация всех сервисных функций на единой платформе может привести к снижению конкуренции между сервисными компаниями. От этого в конечном счете могут пострадать экспортеры малого и среднего предпринимательства, предупреждает он.

 

Владислав Новый, Анастасия Дуленкова